Совет стал не просто органом профессионально-общественного управления государственных казенных образовательных учреждений. За непродолжительное время своего существования он приобрел черты действенного механизма, благодаря которому удалось объединить методические и педагогические ресурсы учреждений для развития практики и повышения эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Массовое развитие технологических возможностей московских школ играет важную роль в качественном образовании. Не менее важную роль в решении этой задачи играет развитие материально-технического обеспечения учреждений, в которых стираются границы невозможного у детей с особенными потребностями.
Одним из самых серьезных вызовов для психолого-педагогической практики таких школ является городской проект Московской электронной школы. Множественные дискуссии и обсуждения наиболее эффективных подходов использования ресурсов МЭШ стали серьезной точкой роста, поскольку технологизация культуры образовательной организации уже сама по себе является фактором развития.
Дефектологическая практика является крайне консервативной областью знаний. Очевидно, что, прежде чем принять любое педагогическое нововведение, необходимо взвесить огромное число «за» и «против». Однако уже сейчас на базе координационного совета происходит обмен мнениями по вопросу создания универсального учебного плана по реализации адаптированной основной образовательной программы, обсуждаются различные варианты комплектования классов, вариации сценариев уроков для разных нозологий.
Все это становится ресурсом не только коррекционных школ, но и всех образовательных организаций. Кроме того, ряд специальных (коррекционных) школ провели своеобразные эксперименты по выявлению наиболее важных для той или иной категории детей-инвалидов функций МЭШ. Например, оттенки интерактивной доски для слабовидящих или написание наиболее доступных и понятных уроков для детей с интеллектуальными нарушениями. Важно, что в подобных разработках принимают активное участие не только специальные школы, но и специалисты городского методического центра, ТемоЦентра и ресурсных школ.
В перспективе задача не только внедрить МЭШ, но и связать ее инфраструктуру с техническими средствами реабилитации, методика использования которых в коррекционных школах апробировалась годами.
То есть общая задача - комплексное развитие материально-технической базы, которая в дальнейшем могла бы быть использована для развития всей практики обучения детей с ОВЗ.
Современное управление - это в первую очередь скорость принятия эффективных и действенных решений и их реализация. Именно поэтому важнейшим звеном во взаимодействии со школами является ГКУ Дирекция ДОгМ, на которую возложена ответственность за снабжение школ совета.
За минувшие несколько лет была качественно модернизирована образовательная среда коррекционных школ. Управленческие команды 12 коррекционных школ совместно со специалистами дирекции планируют и изменяют образовательное пространство. Помимо установки инфраструктуры МЭШ постепенно производится дооборудование сурдо- и тифлотехническими средствами.
Несмотря на трудности организации безбарьерной среды в старых зданиях, в ГКОУ СКОШИ №31 (для детей с НОДА) установили необходимые лифты, вертикализаторы, специальные рабочие места для детей с ДЦП. Проводится работа по формированию планов модернизации всего пространства для организации безбарьерной среды.
В школах совета появляется оборудование для инваспорта, оснащаются школы для организации полноценной подготовки к «Абилимпиксу».
Координационный совет становится площадкой для обсуждения и взаимодействия не только образовательных организаций Департамента образования и науки города Москвы, но и школ, находящихся в подчинении Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
На площадке совета были коллегиально приняты решения по внесению предложений по изменению методических рекомендаций для проведения государственной итоговой аттестации для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нашли отклик на совместном совещании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке и Рособрнадзора.
Кроме того, на базе совета происходит обсуждение вопросов особенностей реализации АООП, кадровой политики, правовых вопросов обучения детей-инвалидов и других точек роста школ, входящих в совет.
Особое значение для развития коррекционных школ имеет их преобразование в своеобразные ресурсные центры, где должны аккумулироваться практика обучения детей с особыми образовательными потребностями, новые педагогические, дефектологические знания, технологические новинки для компенсации проблем, связанных со здоровьем. Особенно это важно для демонстрации образовательных возможностей детей.
Поэтому на заседаниях совета пристальное внимание уделяется вопросам развития образовательных организаций в общей системе координат всех московских школ. В том числе развитию олимпиадного движения, музейной педагогики, независимой диагностики, конкурсов профессионального мастерства и других единых для всех школ критериев, отраженных в московском рейтинге. То есть в тех областях, где любой московский школьник наглядно может показать результат. С одним отличием, что для наших школ важно увидеть не столько общий показатель, сколько динамику движения по критериям рейтинга, найти те уникальные возможности, которые они могут максимально развить со своей категорией детей.

Павел СУВОРОВ,
председатель координационного совета ГКОУ, директор ГКОУ СКОШИ №2