​В одиночку можно сделать так мало; вместе можно сделать так много.
Хелен Келлер


Залогом успеха эффективного руководителя московской школы стало гармоничное сочетание четких и понятных правил работы каждого сотрудника учреждения с возможностью действенного контроля за ним. Сегодня в Москве сформированы крупные образовательные комплексы, предлагающие разнообразные образовательные услуги не только обучающимся, но и широкому кругу жителей Москвы, что неизбежно приводит к высокой интенсификации деятельности всех структурных подразделений образовательной организации.
В таких условиях для руководителя московской школы увеличиваются риски не успеть среагировать на возникающие проблемы, упустить нити управления, потерять контроль над развитием ситуации.
Закономерной является и реакция современного руководителя на увеличивающуюся сложность ситуации, проявляющаяся не в упрощении объекта управления через череду запретов и ограничений, а в поиске новых, эффективных управленческих технологий, расширении спектра собственных средств контроля и инструментов управления. При этом не может вызывать сомнения и то, что такой подход должен носить комплексный характер. Только в этом случае можно ожидать очевидного развития управленческого потенциала управленческой команды и повышения качества результатов ее деятельности.
Вопросы создания безопасной и комфортной образовательной среды неизменно занимают одно из приоритетных мест в деятельности руководителя каждой образовательной организации. Согласно ч. 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации».
Для успешного решения этой первостепенной задачи руководителем учреждения проводятся различные контрольные мероприятия (внутренний аудит), в том числе с использованием современных технологий, для того чтобы определить соответствие деятельности и результатов в сфере обеспечения безопасных условий обучения и воспитания. Результаты внутренних аудитов служат основой входных данных для анализа со стороны управленческих команд образовательных организаций и позволяют школе декларировать свое соответствие требованиям безопасности.
Повысить эффективность и качество контрольной функции руководителя образовательной организации, а также расширить спектр используемого им инструментария управленческой деятельности может помочь внедрение технологии взаимопроверок образовательных организаций по вопросам обеспечения безопасных и комфортных условий обучения и воспитания.
Принимая во внимание реальные достижения московских школ во многих сферах деятельности, Департамент образования и науки города Москвы поддержал инициативное предложение ряда руководителей образовательных организаций о реализации проекта по проведению взаимопроверок условий обучения и воспитания в столичных школах.
Идея этого проекта состоит в том, что на уровне межрайонных советов директоров определяются школы, которые выражают потребность в получении дополнительной независимой информации о состоянии условий обучения и воспитания. Другой группе школ межрайонного совета отводится роль независимых экспертов, которые, привлекая своих работников, осуществляют функцию взаимоконтроля (внешний аудит).
Такому внешнему аудиту подвергаются все здания, помещения и территории образовательной организации по следующим тематическим направлениям: содержание зданий, содержание территорий, содержание инженерных сетей, пожарная безопасность, электробезопасность.
Такой подход к организации контрольных мероприятий по обеспечению безопасных условий в учреждении позволит не только получить от коллег независимую оценку эффективности функционирования отдельных структурных подразделений и должностных лиц, но и выявить отдельные несоответствия установленным законодательством требованиям, определить причину выявленных несоответствий, определить корректирующие и предупреждающие действия.
Не менее важным представляется наличие обратной связи между участниками проведения взаимопроверок и возможность адресной трансляции положительного опыта ведения хозяйственной деятельности школы.
Нельзя не отметить еще одну позитивную сторону взаимопроверок. Ни для кого не секрет, что приход в образовательное учреждение представителей органов государственного надзора с целью проведения проверки по отдельным вопросам сопровождается неизменным ощущением необходимости совершения подвига. В рамках же взаимопроверок проверяющая сторона не только берет на себя ответственность за результат проводимых ею мероприятий, но и демонстрирует свою готовность сотрудничать с коллегами, совместно анализировать и искать пути решения проблем. В таком взаимодействии уже нет места страху, недоверию и дискомфорту у сотрудников принимающей школы.
Все наблюдения фиксируются при помощи специальных чек-листов. После сбора и накопления информации о состоянии объекта проверки все сведения передаются председателю соответствующего межрайонного совета директоров.
Результаты качественно проведенных мероприятий по организации взаимопроверок будут находить свое отражение и учитываться в рамках проведения процедур по аттестации руководителей образовательных организаций на соответствие занимаемой ими должности.
Взаимопроверки являются не только эффективным инструментом управления московской школой, находящимся в руках руководителя учреждения, но и надежным ресурсом обеспечения безопасных условий для всех участников образовательного процесса. Кроме того, взаимопроверки могут стать залогом прозрачности и открытости работы всех сотрудников школы и эффективным механизмом соблюдения прав и интересов детей.

Константин ФЕДУЛОВ,
начальник Координационно-аналитического управления ГКУ Дирекция ДОгМ