Просветитель и педагог

В истории российского образования Владимир Иванович Герье остался прежде всего как создатель Московских высших женских курсов, предтечи Московского педагогического государственного университета, который будет в 2022 году отмечать свое славное 150‑летие.

Но, разумеется, вклад видного ученого и крупного общественно-педагогического деятеля далеко не исчерпывается этим, безусловно, очень значимым делом. Он создал стройную систему исторического образования в Московском университете; сформировал плодотворную научную школу по всеобщей истории; выступил инициатором осуществления различных видов социальной помощи.

В отечественной истории педагогики В.И.Герье никогда не рассматривался как оригинальный педагогический мыслитель. И на это были веские основания. В отличие от исторической науки, где у ученого был корпус солидных монографий, он не оставил каких-то педагогических трудов, кроме публицистических статей по поводу университетской реформы 1863 года, когда Владимир Иванович провел блестящую кампанию в защиту университетской автономии.

Но если проанализировать целостно его жизнь и многогранную подвижническую деятельность, суждения о нем коллег, научных учеников, студентов, слушательниц, то, безусловно, перед нами рельефно раскрывается его своеобразная и продуктивная педагогическая система.

В интерпретации педагогических воззрений и его деятельности как педагога можно выделить несколько взаимосвязанных пластов: трактовка просветительских и воспитательных миссий, целей и ценностей изучения истории; подходы к преподаванию истории в университете и в целом миссии университета в обществе; принципы формирования научной школы и подготовка в ней историков высшей квалификации; общественно-педагогическая деятельность, связанная прежде всего с созданием Московских высших женских курсов, его взгляды на ценности и смыслы женского образования и, наконец, его социально-педагогическая деятельность. Значительный интерес представляют и более широкие общественно-политические взгляды В.И.Герье на процессы образования, воспитания и социализации студенческой молодежи, особенно в эпоху кардинальных социально-политических трансформаций.

«Личный труд есть великое условие и главный рычаг человеческой культуры»


Эту фразу В.И.Герье в полной мере можно толковать как квинтэссенцию его судьбы начиная с самого нежного возраста. Прочные основы характера, твердые убеждения, фундамент научных и педагогических взглядов Владимира Ивановича, как это часто и бывает, были заложены в детские и юношеские годы, которые оказались для него очень непростыми.

Родовые корни семьи Герье уходят в Южную Францию, затем в Германию, куда предки Владимира Ивановича, гугеноты-протестанты, бежали в XVII в., опасаясь религиозных преследований. В начале 1830‑х годов его отец Иоганн Франциск Корнелиус (Иван Иванович), механик по образованию, приехал в Россию из Гамбурга, затем женился на немке Екатерине Павловне Бруггер, дочери владельца мастерской музыкальных инструментов. Он занялся изучением сельского хозяйства и стал управляющим в дворянском поместье, которое привел в процветающее состояние.
Володя Герье родился 17 мая 1837 года в подмосковном селе Ховрино, сейчас ставшем частью Москвы. Но вскоре семья переехала в село Дашково под Орлом, где прошли первые годы жизни будущего ученого.

Владимир рос в очень теплой и культурной семейной атмосфере. Значимо, что от родителей мальчик впитал как высшие ценности - нравственные идеалы и духовность. Добавим к этому прагматизм, аккуратность, педантичность, чувство долга, бережливость и расчетливость - эти черты его личности были проявлением немецкого национального характера.

Первоначальное, причем очень основательное, образование дала сыну мама. Отец до конца так и не «обрусел» - письма предпочитал писать по-французски и по-немецки. Поэтому с детства мальчик формировался как билингвал, свободно знал французский и немецкий языки, что затем составило прочную основу для его научной деятельности. Тогда же зародилось и проявилось его страстное увлечение историей. Все началось с первых прочитанных им сочинений по русской и всеобщей истории. Уже в 10 лет мальчик зачитывался книгой Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» и «Всеобщей историей» Беккера.

Но детское счастье продолжалось недолго. Когда ему было 7 лет, умирает отец, после чего семья переезжает в Москву, где через несколько лет умирает и мама. В 12 лет Владимир остается круглым сиротой без средств к существованию. Дальше начинаются сложные годы ученичества, где он рассматривал образование как ценность и как средство состояться в жизни, как наиболее надежный социальный лифт. Владимир всегда проявлял необыкновенное упорство в овладении знаниями и природные способности к языкам. Так, чтобы овладеть древнегреческим языком, не входившим в программу обучения, он брал бесплатные уроки у директора училища.

В 1854 году юноша поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где происходят его судьбоносные встречи с выдающимися историками Т.Н.Грановским, П.Н.Кудрявцевым, С.М.Соловьевым, филологами П.М.Леонтьевым, С.Д.Шестаковым. Герье-студента отличали жажда знаний, стремление все изучить, ничего не пропустить. Учился Владимир блестяще - был удостоен двух золотых медалей.

В 1858 году Герье окончил Московский университет «первым кандидатом» и был оставлен при кафедре всеобщей истории для подготовки к магистерскому экзамену. Уже в 1862 году он защитил магистерскую диссертацию по истории Польши. Занимаясь диссертацией, Герье одновременно делает первые шаги на педагогическом поприще, преподавая в первом Московском кадетском корпусе и в женском пансионе. В 1862 году В.И.Герье отправился в заграничную командировку, которая много дала для становления его как педагога. Он посетил Германию, Францию, Италию, Швейцарию, слушал лекции ведущих европейских ученых в восьми университетах. Кроме занятий науками, за границей Герье выполнял и функции эмиссара Московского университета, доставляя необходимые книги для университетской библиотеки.

После возвращения в Россию в 1865 году Герье начинает читать свои новаторские лекции в Московском университете, посвященные философскому введению в историю. Затем без замедления молодой ученый приступает к подготовке докторской диссертации, выбрав тему «Лейбниц и его век». Однако после блестящей защиты диссертации в 1868 году Владимир Иванович не получил должности ординарного профессора на кафедре всеобщей истории, что было серьезным ударом по этому гордому и самолюбивому человеку. Начальство не простило ему смелых выступлений в защиту университетской автономии. Он снова уезжает на стажировку за границу, откуда возвращается в 1870 году.

Вскоре Герье возглавил кафедру всеобщей истории Московского университета, заведующим которой оставался тридцать лет. Завершалось время формирования его мировоззрения, определения жизненных приоритетов и статусного становления. Начинался самый плодотворный тридцатилетний период научной и общественно-педагогической деятельности.

Модернизация университетского преподавания


В Московском университете Герье выступил инициатором важных модернизаций и инноваций. Он связал старый университет эпохи Грановского (университет 1840‑х годов), университет ярких личностей, претендовавших на роль учителей общества, и новый университет эпохи научных школ и сообществ ученых начала ХХ века. Большое внимание Герье уделял европейским идеям о миссии университета и культуры для гармоничного развития современного общества. По его мнению, наука невозможна без нравственных начал.

Особую роль в воспитании нравственности Герье отводил истории, которую называл «всенародной школой»: «История представляет собой наиболее воспитательную из наук, то есть наиболее способную содействовать воспитанию человека и общества». Развивая эту идею уже в зрелые годы, он отмечал, что «воспитание историей» в средней и высшей школе существенно различается. В первом случае это нравственное развитие учащихся через усвоение конкретных фактов, во втором - это концептуально-мировоззренческое формирование, воспитание через научное исследование, критический поиск истины. Последнее возможно только в университете. В 1906 году под редакцией В.И.Герье были изданы «Исторические рассказы для народных чтений в школе». В предисловии к сборнику он сформулировал задачи «элементарного» изучения истории: «История может заставить лучше оценить свое хорошее и относиться с уважением к чужому; она расширяет умственный кругозор и облагораживает прирожденные добрые чувства».

Владимир Иванович создал новаторскую систему преподавания истории в университете. Он первым начал преподавать курс философии истории (методологии исследовательской деятельности), осуществлять чтение лекций и научное изучение Французской революции конца XVIII века, систематизировал преподавание всеобщей истории и первым стал проводить семинарские занятия. По воспоминаниям студентов, лекции профессор читал «ровным и негромким голосом, очень литературно и просто», его преподавание «было гуманитарным и просветительным в лучшем смысле этих слов», а вся его деятельность давала ученикам «редкий пример сознательного исполнения гражданского долга».

Занятия Герье были содержательны, студенты литографировали конспекты его лекций. Современники отмечали очень высокий уровень его авторских проблемных курсов, считая, что «после Герье лекции в Сорбонне, пожалуй, и не лекции в большинстве случаев, а популярные беседы».

Социальный менеджер


Характерной особенностью Владимира Ивановича как яркого общественного деятеля было постоянное влечение к творческому почину. Он любил и умел создавать новые сложные научные, образовательные и социальные организации.

В 1870‑е - 1890‑е годы место Герье в российской культуре было весьма значимым. Он выступил одним из лидеров инициативной группы московской профессуры, последовательно выступавшей против отмены университетской автономии, защищал студентов от репрессий за участие в беспорядках. Герье позиционировался современниками как либерал, борец за расширение общественного самоуправления; последовательный западник, просветитель и инициативный общественный деятель.

В 1890‑е годы он основал Московское историческое общество при Московском университете, членами которого были историки из десятков городов России. Это явилось реализацией потребности в объединении научных сил, посвятивших себя изучению истории и ее преподаванию. Председателем общества был Герье, среди членов - В.О.Ключевский, М.С.Соловьев, М.С.Корелин, С.Н.Трубецкой.

Женский университет


Однако вся эта значимая и многогранная деятельность не принесла бы Герье заслуженной и благодарной памяти потомков без создания им Московских высших женских курсов, которые уважительно назывались «женским университетом». По выражению современников: «Если бы Владимир Иванович не сделал больше в жизни ничего, все равно его имя осталось бы в памяти, ибо он основал учебное заведение, которому было суждено внести весомую лепту в подготовку российского учительства».

Первоначально Герье хотел создать просветительское учреждение для женщин, в котором они смогли бы выработать сознательное отношение к жизни, что, по его мнению, помогло бы им «не стать игрушкой в чужих руках». Ученый был убежден, что «теперешний уровень женского образования недостаточен, то есть не соответствует переживаемой нами ступени цивилизации, поэтому высшие учебные заведения для женщин, кроме приготовления учительниц, должны служить к поднятию общего и научного образования среди женщин вообще. Современной женщине прежде всего необходимо более основательное и обширное общее образование - а этого она не найдет в университете». Поэтому В.И.Герье решил способствовать развитию общего, а не специального образования для женщин, считая, что развитие и улучшение женского образования «удвоит интеллигенцию страны». Осознанная обществом потребность в высшем женском образовании требовала появления личности, которая могла бы взять на себя инициативу переговоров с властью, формирования квалифицированного преподавательского коллектива, разработки учебных программ, поисков материальных средств для существования курсов. Молодой и инициативный Владимир Герье обладал всеми этими качествами и к тому же казался властям персоной, более умеренной по своим политическим взглядам, нежели феминистки и их сторонники.

Любое полезное начинание в России, как правило, встречает массу препятствий, и профессор Герье совершил подвиг, преодолев эти препятствия. Несгибаемая воля, «бульдожья хватка», железная настойчивость и даже, по общему мнению, тяжелый характер позволили ему переломить сопротивление чиновников Министерства народного просвещения и открыть курсы.

Положение о Московских высших женских курсах было утверждено министром народного просвещения 6 мая 1872 года. Само название «Высшие женские курсы» было предложено попечителем Московского учебного округа кн. А.П.Ширинским-Шихматовым, который благосклонно относился к данному проекту. Название должно было подчеркнуть отличие нового учреждения от уже существовавших курсов и обозначить их университетский характер.

Торжественное открытие курсов состоялось 1 ноября 1872 года. К преподаванию на курсах Герье привлек ведущих профессоров Московского университета, причем никто не отказался от предложения.

15 мая 1888 года курсы были закрыты по решению властей. На торжественном заседании по этому поводу царила грустная атмосфера. По общему мнению, «закрывали окно, через которое лился широкими лучами свет науки, освещая и облагораживая женскую душу».

В.О.Ключевский от имени преподавателей выразил признательность Герье за его вклад в организацию женского образования: «Вы были первый русский педагог, который отнесся с полным доверием к уму российской женщины. Вы решились помочь ей самой уверовать в свой ум, в свою способность к высшему образованию».

Подчеркнем, что после закрытия курсов их просветительская и образовательная деятельность не прервалась. Герье и многие его коллеги читали публичные лекции для женщин в Политехническом музее.

В 1900 году деятельность МВЖК была возобновлена. Директором курсов был назначен В.И.Герье, однако он так и не смог вернуться к прежней модели управления, где вся полнота административных полномочий была сосредоточена в его руках, и постепенно терял нити руководства созданным им учебным заведением.

В годы первой революции В.И.Герье перестал быть директором курсов в результате интриги молодых преподавателей этого учебного заведения. 29 октября 1905 года новым директором МВЖК был избран профессор С.А.Чаплыгин. В октябре 1918 года курсы были преобразованы во 2‑й МГУ.

Педагогика альтруизма


Сторонник конституционной монархии, Герье много сил отдавал общественно-политической деятельности. В 1876 году он был избран гласным Московской городской Думы и Московского губернского земства, а затем его полномочия подтверждались новыми выборами вплоть до 1906 года. В Думе он способствовал развитию общественной благотворительности, совершенствованию школьного и медицинского образования, благоустройству города.

В.И.Герье - ретранслятор ценностей университетской культуры в большое пространство Москвы. Он привнес в Московскую городскую Думу новый этос поведения думца, характерный для «интеллигентных гласных». Герье выстроил коммуникации между московским купечеством и московской профессурой, усилив социальную составляющую проектов московского городского управления. Благодаря деятельности Герье в университет направились дети московских купцов и благотворительные пожертвования на нужды университета.

В течение 30 лет Герье альтруистски возглавлял думскую комиссию под красноречивым названием «О пользах и нуждах общественных». Он организатор городских участковых попечительств о бедных и первых в России «домов трудолюбия». Эти институции были элементами новой социальной политики, которая обсуждалась в общественных и государственных институциях. Владимир Иванович способствовал реорганизации ряда сиротских приютов в профессиональные школы, дававшие воспитанникам рабочие специальности. В этот период Герье написал ряд статей о способах помощи безработным, сиротам, малоимущим, создавал проекты помощи обездоленным, принимал участие в правительственной комиссии по подготовке нового законопроекта об «общественном призрении».

Увещевательные меры


В.И.Герье всегда был сторонником конституционной монархии и студенческие беспорядки всегда воспринимал настороженно. Однако он был сторонником увещевательных мер, а не крутых административных форм наказания.

В декабре 1894 года он заступился за студентов, изгнанных из университета за обструкцию, устроенную В.О.Ключевскому за его брошюру, посвященную Александру III. Позиция Герье вызвала недовольство руководства университета; возникла конфронтация между сторонниками строгой системы наказания с ректором П.А.Некрасовым во главе и либеральной профессурой, которую представлял В.И.Герье.

В ходе студенческих волнений 1901‑1902 годов, когда в политическом словаре студентов появилось слово «забастовка», Герье по-прежнему придерживался увещательной позиции. Герье считал, что студенческое движение имело характер внутри­университетского конфликта, и внимание внеуниверситетских властей лишь укрепляло студентов во мнении, что они являются мощным центром общественных инициатив. Его либерализм, ограничивавшийся требованием свободы слова и печати, равным и справедливым судопроизводством, просвещением широких народных масс и созданием народного представительства с абсолютным вето императора, был вполне удовлетворен Манифестом 17 октября; он становится членом октябристской партии и активно критикует левые партии в своих публицистических работах. Став в 1907 году членом Государственного совета по назначению императора от Российской академии наук, Герье выступал сторонником власти, пытаясь в рамках своих ограниченных полномочий поддерживать законопроекты, способствовавшие расширению просвещения в России.

Воздано по заслугам


Подчеркнем, что выдающиеся заслуги В.И.Герье перед российскими просвещением, наукой и образованием были высоко оценены еще при жизни. Он был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по отделению исторических наук и филологии, удостоен чести быть почетным членом Императорского Московского университета.

Император Николай II в 1910 году наградил В.И.Герье орденом Святой Анны. В «высочайшем рескрипте» было начертано: «Вы своим даровитым трудом составили себе почетное имя в летописях русского просвещения и вместе с тем явились опытным работником на поприще образования женского молодого поколения, в качестве директора Московских высших женских курсов». В 1911 году Герье был пожалован чин тайного советника.

4(17) августа 1919 года в возрасте 82 лет Владимир Иванович Герье скончался и был с почестями похоронен по православному обряду на Пятницком кладбище города Москвы.

Он был замечательным гражданином и патриотом России, подвижником просвещения, науки и образования, неутомимым общественным деятелем. Это была щедро одаренная от природы, очень деятельная и легкоранимая натура, в которой сочетались идеализм, доброта, сострадательность и внешняя суровость, внутренняя застенчивость и надменность, затаенная грусть и саркастическая насмешка. В.И.Герье всю жизнь верил в просветительские идеалы и неустанно трудился на благо науки и просвещения России. 


​Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования