- Я ехал покорять Москву, но сам был покорен талантливыми учителями со всей России. Случилось так, что на всероссийский финал «Учителя года» я приехал один, да еще накануне рождения сына. Конкурсных испытаний не боялся, так как за плечами их было несколько: трижды был победителем областного, призером и победителем северо-западного конкурсов среди учителей физкультуры, участником семинара учителей-новаторов в Москве.
Запомнилась атмосфера, которая царила на конкурсе. Конкурс был юбилейный, но не было той пышности, которая есть сейчас. Все было просто, но со вкусом. Для нас, учителей из провинции, встреча с такими людьми, как Шалва Амонашвили, Евгений Ямбург, с лучшими учителями - победителями прошлых лет - уже событие, ради которого стоило приехать.
С первых минут я почувствовал поддержку других участников и желание учителей помогать друг другу. Удивительные люди тогда собрались, добрые, бескорыстные. «Пятнашке» лауреатов, которая образовалась после первого тура, готовы были помогать все, мы становились у них учениками-отличниками. А позже искренне радовались успехам тех, кто проходил дальше.
Что мне дал этот конкурс? Уверенность в своих силах и понимание того, что и как я делаю. Осознание того, что необходимо постоянно учиться, совершенствовать себя. Выезжать на семинары, продолжать участие в конкурсах, так как конкурсы - это мощная движущая сила прогресса.
Конкурс - это внутреннее обогащение через общение с другими участниками и членами жюри, интересными людьми. Он позволил мне понять, чего я стою, способен ли в ситуациях цейтнота быстро находить решения. И еще две вещи: стресс иногда тоже бывает приятным; случайные люди победителями не становятся.
Сегодня я считаю, что мы, профсоюз образования, обязаны поддерживать все конкурсы профессионального мастерства педагогов. Всегда с удовольствием принимаем участие в конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют».
Мы входим в состав оргкомитета областного конкурса «Учитель года России», наряду с Министерством образования и науки Архангельской области являемся его учредителями. Иногда бываем в составе жюри, участниками круглого стола, экспертами. Обязательно находим возможность наградить членов профсоюза либо учреждаем свою номинацию.
И мне приходилось работать в жюри. Ставишь себя на место конкурсанта и переживаешь вместе с ним. Если его трясет, ощущаешь такое же волнение. Если улыбается, то и ты радуешься. Судить сложнее. Люблю искренних. Профессионала видно сразу, хотя, к сожалению, не всегда настоящие профессионалы выходят на конкурс.

Из официальных материалов к конкурсу «Учитель года России»-1999
ТОРОПОВ Александр Арсенович, родился в 1965 году в городе Коряжме. Окончил Поморский государственный педагогический университет. Учитель физической культуры средней школы №2 города Котласа. Педагогический стаж 11 лет.
Большое внимание уделяет внеклассной спортивной работе. Ученики школы №2 - неоднократные победители спартакиады среди городских школ. Они успешно выступают и в областных соревнованиях. Александр Арсенович является участником российского семинара учителей физкультуры в Москве и российского конкурса «Мастер педагогического труда». Учитель года-1999 Архангельской области.