Забегая вперед, отмечу: сразу после финальных кадров следуют слова благодарности за помощь в создании картины Роману Абрамовичу, Михаилу Прохорову и Елене Батуриной (для справки: указанный на сайте «Кинопоиска» бюджет - 300 млн рублей). В принципе, титаны российского бизнеса должны быть довольны - проинвестированный ими проект отменного качества.
Одесса, 70‑е годы. В гости к Григорию Иосифовичу (Леонид Ярмольник) и Раисе Ировне (Ирина Розанова) Давыдовым на лето приезжают дочери. Из Минска прилетели Мира с мужем Арнольдом (Евгения Брик и Владимир Кошевой), из Ленинграда - Лора с супругом Владимиром и дочкой Женей (Ксения Раппопорт, Сергей Муравьев, Диана Манукян). Младшая дочь Давыдовых, москвичка Алла, не приехала, пообещав быть позже и прислав мужа Бориса (Евгений Цыганов) и восьмилетнего сына Валерика (Степан Середа).
Проблемы в семьях Миры и Лоры вскрываются быстро, за первым же общим семейным завтраком. Становится понятно, что Арнольд не лучшая пара для своей эффектной половины. Как личность он из себя мало что представляет, зарабатывает мало, а стать состоятельным рассчитывает с помощью перепродажи вещей, в частности коллекций марок и значков. Мира мужа не любит и не уважает, чего и не старается скрыть. Лора в отличие от сестры к своему супругу относится благоговейно, считая его музыкальным гением. Увы, Володя проявляет настоящее мастерство лишь в распитии спиртного, чем вызывает насмешки Миры.
Аллу мы ни разу не увидим, но прибывшие муж и сын поначалу создают иллюзию ее благополучия. Борис Павлов - выездной журналист-международник «Известий», которому в скором времени предстоит возглавить корпункт Бонна. Валера (по всей видимости, альтер-эго Тодоровского) здоров, смышлен, симпатичен и жизнерадостен. Борис не рассчитывает задержаться у родителей жены, ему необходимо быстро вернуться в Москву. Однако планы его меняются из-за вспышки в Одессе эпидемии холеры: город закрывается на карантин, из него невозможно выехать. Так получается, что папа и сын в первый же день видят похоронную процессию - это соседи провожают в последний путь скончавшегося престарелого родственника. «А я тоже умру?» - потрясенно спрашивает Валера. «Ты - нет», - моментально реагирует Борис. Однако Раиса Ировна, полагая, что внук уже дорос до истинного понимания вещей, в чисто одесской манере поясняет: сначала на тот свет отправится она с дедом, после - тетки с мужьями и папа с мамой, и уж только потом придет очередь его, Валерика.
Мотив Танатоса философски уравновешивается темой Эроса, и тут приходит на ум, что не все ладно и в семействе Павловых, если уж Борис задумчиво рассматривает стройную фигурку юной соседки Ирки…
Григорий Иосифович и Раиса Ировна во всех конфликтах, как правило, выступают мудрыми миротворцами, однако порой и их терпению приходит конец (в эти моменты они автоматически переходят на родной идиш). И тогда на помощь приходит город с его красотой, романтикой, жителями, их уникальным суржиком. Он соединяет и напоминает: «Что бы ни случилось, мы одна большая семья».
Тодоровскому удалось создать удивительно атмосферное кино, в котором вместе с легким упреком эпохе застоя звучит ностальгия по тем временам, точнее, по лучшему, что режиссер о них помнит. В одном из интервью он говорил, что содержание картины - на 70% о его родственниках и детстве, проведенном в Одессе. Даже если бы он этого не сообщил, зритель и так бы догадался, глядя на счастливое лицо Валерика, особенно на крупных планах. К слову, оператор Роман Васьянов, когда-то работавший с Тодоровским над «Стилягами», а ныне успешно реализующий себя в Голливуде, ради этого проекта впервые за долгое время прилетел в Россию.
В «Одессе» сильный актерский состав, однако с наибольшим удовольствием наблюдаешь за игрой Ирины Розановой и Леонида Ярмольника, у них стопроцентное попадание в образы и характеры. Учитывая, что Леониду Исааковичу и некоторым другим артистам въезд на Украину запрещен по политическим мотивам, съемки проходили в Сочи, Таганроге и Москве (на «Мосфильме» был выстроен большой павильон-«дворик»). Так что это еще и щемящая картина о потерянной нами Одессе.