В подготовку к конкурсу «Учитель года» когда-то я «бежал» от не во всем гладко складывавшейся учебы в ГИТИСе. Помню, как готовил материалы для методического семинара к областному конкурсу, вместо того чтобы пойти на занятия по биомеханике. А перед тем сентябрем, когда был уже конкурс российский, в моей жизни случилось расставание с близким человеком, и хлопоты перед поездкой в Липецк тоже стали своего рода побегом от тяжелых мыслей. Потом, уже после победы, многочисленные поездки по России тоже иногда помогали убежать от обстоятельств действительности. Чего стоило одно составление расписания поездок, сочетающее репетиции и дипломные спектакли в ГИТИСе, 18 уроков в неделю в гимназии и перелеты в Калининград, Казахстан, Якутск, Катар!.. Благодаря своему званию я имел возможность бежать из города в город: работал в Москве и в Санкт-Петербурге, где передо мной открывались довольно серьезные двери, но каждый раз сбегал оттуда в родной Сергиев Посад, в свою гимназию.
Были ли эти побеги вызваны слабостью? Да, пожалуй, отчасти и ею тоже. Не всегда просто принимаются решения, не всегда легко делается выбор, не всегда получается нести ответственность за свои поступки без единого просчета. Но, как мне кажется сейчас, было в моих побегах и другое.
В сборах чемоданов и в ожидании самолетов, в такси от аэропортов до гостиниц и в завтраках за шведским столом, в обновлении слайдов презентаций, в кабинетах гимназий, лицеев и просто школ, в затягивающихся порой за полночь разговорах с учителями в кафе или гостиничных фойе проклевывались другие побеги. Ростки нового. Новых знаний, нового опыта. Открытий. Перемены участи. А потом, после возвращения домой, побеги эти крепли и разрастались и в прежней жизни.
Еще одни важные для меня побеги, за которые я благодарен конкурсу, - побеги на страницы «Учительской газеты». Когда Петр Григорьевич Положевец предложил мне вести рубрику в газете, я не мог предположить, какое значение это будет иметь для меня. Иногда на бумаге получалось сказать то, что не так просто было выговорить в жизни, - свои принципиальные убеждения или признание в ошибке. По прошествии времени оказалось, что эти тексты тоже стали ростками смыслов, которые повлияли не только на то, что делаю я сам, но и на моих коллег.
Да, мы, участники конкурса, бежим иногда от уроков по расписанию, от сданных в срок отчетов и заполненных журналов, от рутины школьной жизни, но, думаю, бежим мы к самим себе. И именно такой, ищущий и меняющий себя учитель, на мой взгляд, обретает право выйти вновь к ученикам. Есть, конечно, и те, кого конкурс выносит к «другим берегам», и они уже не возвращаются в школьные кабинеты в качестве учителей, но, как правило, и они не забывают об образовании и возвращаются к нему на других уровнях своей деятельности - министров или издателей, вузовских преподавателей или журналистов…
И вот начало сентября снова закручивает в круговерти: новый набор в гимназии, у которого я три дня пробыл классным руководителем; премьера психологически и постановочно тяжелого спектакля к Первому сентября по повести Али Бенджамин «Доклад о медузах»; откладывающееся начало сезона, уже шестого, в моем арт-кафе; новая работа в Москве - во ВГИКе и возвращение с нее на ночных автобусах; модерирование круглого стола образовательных политиков на третьем туре областного «Учителя года»; размолвки с друзьями, припадки одиночества и этот текст… Но всего через несколько дней - юбилейный, 30‑й конкурс «Учитель года России»-2019 в Грозном.
И я снова бегу…

​Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012, учитель искусства и мировой художественной культуры, руководитель театральной студии Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, старший преподаватель актерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии, арт-директор арт-кафе «Вишневый сад», колумнист «Учительской газеты»