Уже в следующем году разработали другую концепцию конкурса, пригласили не 15, а 49 участников. С тех пор постепенно вводилось правило направлять на финал в Москву одного победителя из региона. А в 1996 году обязательным конкурсным испытанием стал мастер-класс на сцене. Случилось то, что я предлагал сделать сразу после своего собственного участия в конкурсе «Учитель года России»-1992. Сегодня трудно себе представить его без мастер-классов!
Хорошо помню тот особый период в истории конкурса: все причастные к его организации люди были большими энтузиастами, работали с полной самоотдачей, с душой и творческим подъемом.
Вместе с Ириной Димовой, первым заместителем главного редактора «Учительской газеты», которая отвечала за важные организационные и содержательные вопросы конкурса, я несколько лет участвовал в подборе и формировании жюри, в разработке критериев, процедуры судейства, в работе с региональными координаторами, когда для улучшения и совершенствования его финала учредители (министерство, профсоюз и «Учительская газета») начали проводить для них мозговые штурмы, встречи, обмены мнениями. Методическое сопровождение взяла под свое крыло Елена Пахомова из Академии повышения квалификации работников образования. Кроме того, газета, стоявшая у его истоков, продвигала и тиражировала идеи и практику его проведения на своих страницах.
Не могу не вспомнить еще один важный для меня этап в конкурсном движении. В 2002 году награждение победителей впервые проводилось на сцене Государственного Кремлевского дворца. Учителю музыки, члену оргкомитета конкурса предложили стать продюсером торжественной церемонии его закрытия в самом главном концертном зале страны! Писали сценарий совместно с Мариной Шкробовой, одаренным педагогом, поэтом, когда-то финалистом конкурса «Учитель года Ульяновской области». Подбирали артистов, монтировали аудио- и видеоматериалы, потом все это согласовывали с оргкомитетом и режиссурой ГКД. В результате получился запоминающийся праздник для Учителя! Символ конкурса - пеликан. В тот год на сцене Государственного Кремлевского дворца появились живые пеликаны. Питомцы Натальи Дуровой из ее театра зверей буквально взлетели над головами зрителей!
Возвращаясь в первое десятилетие конкурса, отмечу 1994 и 1995 годы. Не только потому, что победителей и организаторов конкурса наконец-то принял в Кремле Президент РФ Б.Н.Ельцин. Первых двух, как известно, принимал Михаил Горбачев. Событием для всех нас стал Сургут, в котором прошел первый слет победителей конкурса «Учитель года России». Его организовал член Большого жюри, директор Сургутской гимназии Валерий Михайлович Салахов. Открытые уроки, общение, круглые столы! Никакого соперничества, никаких оценок и баллов! Свобода самовыражения и творчества! Слеты в Сургутской гимназии в ХМАО повторились еще не раз.
В последующие годы, как и мои коллеги по конкурсу, не раз становился участником «педагогических марафонов» в Тюменской, Московской, Ленинградской областях, международных поездок-семинаров (Кипр, США, Австралия, Германия, Англия), форумов в Перми в органном зале, декабрьских праздников рождения клуба «Учитель года Самарской области», съездов учителей Москвы (они теперь проходят на ВДНХ), августовских конференций в Ставропольском крае… И всегда вместе и рядом, как и в начале 90‑х, была с нами (и, к счастью, остается и сейчас!) Ирина Димова, человек творческий и одержимый. Она неустанно продвигает в стране конкурсное движение, идеи, связанные с ним, поддерживает нас, педагогов, прошедших через конкурс. После совместных вояжей в регионы всегда с нетерпением жду ее публикаций, все чаще и чаще появляющихся по этой теме на страницах нашей любимой «Учительской газеты». Статей интересных и содержательных, написанных с уважением и любовью к нам, конкурсантам, всегда с яркими и точными по смыслу заголовками, к примеру, таких как «Моцарты в педагогике». Сказано ни мало ни много про нас, победителей! Высокая оценка и красивая метафора! Да, конкурс - это еще и дружба! Теперь в когорте моих друзей также Олег Парамонов (Брянск), Дмитрий Рытов (Санкт-Петербург). Как и все финалисты, я познакомился с интереснейшими педагогами, учеными, методистами, руководителями образования разных уровней, нашел единомышленников, соратников. Даже в своей Ломоносовской школе я много лет работал с финалистами конкурса «Учитель года России»: Владимиром Кружаловым (Москва), Константином Лупиковым (Тюмень), Ольгой Воложаниной (Читинская область).
Есть то, чем дорожу особо, - это песня «Учительский вальс», музыку к которой я написал на слова участницы конкурса из Чебоксар Ирины Львовой. Она родилась на конкурсной волне, стала популярной, и ее исполняют сегодня во многих школах, на разных площадках, на учительских праздниках. Песня не раз звучала на сцене Кремлевского дворца, на церемониях открытия или закрытия конкурсов «Учитель года» в разных городах, областях, краях, республиках России! Разве это не судьба? Могло бы подобное случиться, если бы в моей жизни не было конкурса?

​Артур ЗАРУБА, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1992, кандидат педагогических наук, учитель музыки частной образовательной организации «Ломоносовская школа» города Москвы