Алексей ФАКТОР, директор школы №102, Воронеж:
- Первого сентября в нашей школе начали работу сразу несколько молодых педагогов: два учителя математики, учитель технологии, два учителя начальных классов и учитель испанского языка. Учитель технологии - юноша, остальные девушки, все энергичные, творческие, надеюсь, хорошо себя покажут. Всего у нас 88 педагогов, и более 50 процентов из них - молодые учителя. Школа новая, открылась в 2018 году, большая - 1860 учеников. Все занимаются в одну смену, но работаем мы с восьми утра до половины девятого вечера. У нас 69 бесплатных кружков и 17 спортивных секций. В школе создано восемь музеев, мы считаем, что воспитательная работа - наша главная ценность, одно из основных направлений деятельности, в которое мы активно вовлекаем молодых учителей.

Вячеслав КОРОВКИН, директор школы №207 с углубленным изучением английского языка Центрального района, Санкт-Петербург:
- Да, в этом году к нам пришли два молодых специалиста. Это учитель начальных классов и учитель английского языка. Радует, что эта тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Например, в прошлом году к нам в школу пришли работать три молодых педагога.

Ольга С., Новгородская область:
- В нашу сельскую школу пришла молодая учительница, но вряд ли она останется надолго. В течение трех лет директор будет давать ей ежемесячную надбавку к заработной плате. Потом ее зарплата резко упадет. С учетом того, что размер компенсации коммунальных услуг сельским учителям в последние годы стал меньше, ей будет невыгодно оставаться на селе.

Татьяна М., учитель истории, Нижний Новгород:
- К нам каждый год приходят молодые «англичанки» и каждый год уходят. В этом году вообще случай беспрецедентный. Пришла в конце августа молодая учительница английского, проработала в сентябре три дня, узнала, сколько будет получать, и на следующий день не вышла на уроки. Даже не позвонила. Знаю, что нередко уходят посреди года молодые учителя начальной школы - не справляются... Этих специалистов (преподавателей начальной школы и английского) не хватает катастрофически. Почти повсеместно учителя английского ведут целые классы, не деля на подгруппы, а учителя «началки» работают в две смены. И даже это не спасает. Классы перегружены, вместо 25 положенных учеников по 35‑37 человек. Дальше, говорят, будет еще хуже. И никакие программы по поддержке и привлечению молодых педагогов не работают.

Вера АКИНФИНА, директор Великогубской средней общеобразовательной школы Медвежьегорского района, Карелия:
- В этом году к нам не пришли молодые учителя. Держимся за счет тех, кто работает и 30, и 40 лет. Но у нас есть молодой учитель информатики, который добирает нагрузку в соседней школе. Четыре дня работает у нас, а потом уезжает в соседнюю школу, где ему предоставлено жилье. Ночует, проводит свои часы и возвращается в Великую Губу. Школы у нас закрываются в Заонежье еще и потому, что нет учителей. Некому учить детей! Пенсионеры уходят, а за ними никого...