Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Знание химии играет важнейшую роль в формировании картины мира современных школьников. Это одна из тех научных дисциплин, которая ориентирует ребят на получение знаний с помощью эксперимента. Именно благодаря естественным наукам, химии и физике, к детям приходит понимание того, как сдвигались границы научного знания, в каком направлении развивается современная наука. В условиях глобальных задач научно-технологического развития, стоящих перед Россией, химия в школе - стратегический ресурс воспитания кадров для науки. Поэтому одной из важнейших задач обновления инфраструктуры школы становится обеспечение российских школ химическими лабораториями для осуществления полноценного учебного процесса. По оценкам Министерства просвещения, лабораторий для занятий химией нет в 5 тысячах российских школ. А это, несомненно, влияет на результаты обученности детей. 39% родителей, опрошенных экспертами Народного фронта и Фонда «Национальные ресурсы образования» в начале года, хотели бы усилить преподавание химии, при этом только четверть (24%) отметили, что они довольны результатом ребенка по этому предмету.

Людмила ЛЕВИНА, главный редактор журнала «Химия в школе», председатель Межрегиональной ассоциации учителей и преподавателей химии:
- Есть впечатление, что химию хотят изгнать из всех учебных планов. Да, химия - наука сложная, она не всем по зубам. Но ведь это не значит, что ее вообще не надо изучать в школе. На уровне элементарного принятия решений в быту и на производстве каждый человек просто обязан усвоить хотя бы базовые основы этой науки. Могу со всей ответственностью заявить, что за последние минимум 30 лет учителям химии ни разу не приходилось работать в по-настоящему комфортных условиях. Постоянно приходится преодолевать глухое непонимание, а то и противодействие. И это притом что вроде бы все понимают - химия нужна, без нее никуда. Но все равно мы победим. Нет более упорных в достижении своих целей людей, чем химики. Хотя для этого нужно очень многое изменить, в первую очередь в системе высшего педагогического образования. Безусловно, тотальное сокращение часов, выделенных на изучение нашего предмета в школе, - это колоссальная ошибка, тем не менее я знаю немало прекрасных учителей, которые даже за один час в неделю способны привить детям интерес к химии и дать им прочные знания. Но ведь нужно сделать так, чтобы таких учителей система могла готовить массово, они не должны быть штучным товаром! К тому же нужно помогать учителям повышать свой профессионализм в процессе работы, а не бить их по голове, выговаривая за то, что они якобы готовят слишком мало победителей школьных олимпиад. Подготовка олимпиадников - это удел избранных, не надо заставлять рядового педагога заниматься этим, если у него отлично получается давать материал в рамках школьной программы.

Вячеслав ЗАГОРСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор Специализированного учебно-научного центра МГУ, преподаватель химии:
- Конечно, часы нам всем обрезали, это очень плохо. За один урок в неделю подготовить детей к ЕГЭ почти нереально. С другой стороны, уже тот факт, что есть дети, которые выбирают наш предмет для итоговой аттестации, вселяет оптимизм - значит, у ребят все-таки есть интерес к химии, несмотря ни на что! И я бы не сказал, что их количество уменьшилось за последние 20‑30 лет. К нам в летнюю химическую школу постоянно приезжают ребята из разных городов и сел, они даже во время каникул добровольно готовы заниматься, учиться, проводить опыты. В общем, несмотря ни на что, мы живы. Может, как раз не благодаря, а вопреки? То есть чем больше химию загоняют в подполье, тем больший интерес она вызывает у детей?

Ольга ДРОНОВА, учитель биологии и химии гимназии № 12 г. Липецка «Гармония» - абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Успешная школа» - 2018:
- Важная цель образования – подготовка к жизни в современном мире, о котором человеку необходимо иметь определенный багаж знаний. Понимать этот мир, а не бояться его, объяснять причины тех или иных явлений учат естественные науки и химия, в частности. Первое знакомство с предметом «химия» для ученика складывается довольно увлекательно, ведь учитель, говоря о том, что химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях, проводит ряд вызывающих интерес экспериментов, демонстрирующих те самые превращения. Но для того, чтобы объяснить суть этих явлений, необходимы теоретические знания. Но пары часов в неделю на овладение теоретическими знаниями и практическими умениями по одному из самых сложных предметов недостаточно. А один час в неделю на изучение химии в старшей школе делает его весьма поверхностным, обедняя кругозор ученика. Сейчас ученик 10-11 классов точно знает, какие предметы ему необходимы для успешного поступления в вуз. И данные исследований показывают превалирование гуманитарных наук, вследствие чего изучение естественных наук для такого ученика неактуально. Спасает ситуацию профильное обучение, факультативы и курсы дополнительного образования, которые доказывают, что знания в области химии необходимы в жизни, обладая ими, можно постичь любую науку. Еще одна проблема - перегруженность учебного материала, возросшая нагрузка на ученика, ученик устает, и естественные науки становятся ему неинтересны. А такой непростой предмет как химия вообще не поддается пониманию, а ведь он учить анализировать, находить решение, думать.

Оксана ЕФИМОВА, директор школы №18 города Братска Иркутской области - серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018:
- Как директор школы я рассматриваю химию как важную составляющую технологического образования. В рамках Концепции предметной области «Технология» мы разработали рабочие программы на основе ресурсов сайта «Проектория». И получилось, что все предметы естественно-научного цикла, в том числе и химия, вошли в эти программы. К примеру, технологии материалов в 10‑м классе. Чтобы создавать новые материалы, необходимо как минимум знать таблицу Менделеева и как максимум технологии их изготовления. Наши ребята сегодня по-другому относятся к химии. Они видят в ней будущее. Их время - время функциональных материалов - это торжество химии. Главное, чтобы это понимали учителя, когда-то решившие, что могут увлечь ребят этой наукой. Химия не терпит формальности и сухого подхода «через учебник». Поэтому мы проводим занятия в лабораториях лесопромышленного и естественно-научного факультетов Братского государственного университета, выходим на экскурсии в компании, занимающиеся производством новых материалов. Кругом сплошная химия. И очень жаль, что это не всегда понимает школа, ограничивая науку и делая ее скучной.

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, директор образовательного центра «Лидер» города Боброва, Воронежская область:
- Если говорить об интересе со стороны школьников, в последнее время на химию достаточно высокий спрос, особенно в старших классах, когда ребята взрослеют и определяются с выбором профессии. Если говорить о том, достаточно ли педагогов по этому предмету, то здесь некоторые проблемы возникают. Нам повезло, наш образовательный центр открылся 1 сентября, у нас замечательное оборудование и лаборатории, и мы нашли прекрасного учителя химии. Мария Игоревна Фомина молодой специалист, оканчивала бюджетное отделение МГУ, на которое поступила благодаря своим знаниям. Сама в школьные годы не раз побеждала на всероссийских олимпиадах по химии. Мария Игоревна переехала к нам в Бобров из Воронежа, администрация района предоставила ей квартиру. Думаю, все у нее получится, детям на ее уроках очень интересно.

Елена М., учитель, Великий Новгород:
- В Новгородской области главным предприятием, определяющим экономику региона, является крупный химический завод. Этим объясняется наличие профильных классов в ряде школ. Учитель химии школы №26 Великого Новгорода Анатолий Малякин, который за 50 лет преподавания подготовил более 200 победителей всероссийских олимпиад, единственный в регионе имеет почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». Думается, что в городских школах области проблем с преподаванием химии, в том числе углубленным, нет. А вот в сельских школах ощущается нехватка специалистов. Предмет это специфичный, не всякий другой преподаватель сможет заменить коллегу-химика.

Светлана СИМАНОВА, учитель химии школы №3, Петрозаводск:
- Сложно ответить про роль химии в школе. Это зависит, в первую очередь, от конкретной школы. В нашей сейчас есть профильные классы. Понятно, что и программа углубленная, и отношение у учеников соответствующее. А в обычной школе - количество уроков (часов) сократили в 8-9 классах до двух в неделю, а в 10-11 - до одного часа. Дело не только в количестве часов, сколько в сложности материала. Может быть, всем и не надо бы вникать в дебри, хватило бы и общего представления. Но за один час в неделю разве можно усвоить то, что требует программа?