На двери, ведущей в редакцию «Учительской газеты», - вырезки из номеров прошлых лет. Тихий, закрытый шлагбаумами московский дворик в пределах Садового кольца мало чем отличается от тысяч подобных.
«Проходите в арку рядом с химчисткой, - обычно объясняем мы тем, кто должен заглянуть в редакцию впервые, - там увидите оклеенную газетами дверь».
Оказавшись перед ней, внимательный взгляд зацепится за «Первые сто строк» - рубрику, которую вел тогдашний главред «Учительской газеты», а ныне исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Григорьевич Положевец. Эта рубрика, судя по отзывам, поступавшим и поступающим в редакцию, в свое время стала для многих педагогов страны важным ориентиром и едва ли не единственной точкой опоры. А скольких удержала в профессии - просто не сосчитать!
«Уверен, что конкурс в нынешних условиях - это прежде всего моральная и материальная поддержка учителя не в отдельно взятом регионе, а в масштабах всей страны, - в частности, пишет Петр Григорьевич и добавляет: - Он как вулкан - хочешь не хочешь, а главе администрации города или района, депутатам приходится идти смотреть, говорить какие-то слова, что-то обещать. Пусть из обещанного выполнят лишь десятую часть, но и это уже что-то».
Согласитесь, немного странно перечитывать эти строки сегодня, когда конкурсное движение не только укрепилось, но и стало, без преувеличения, неотъемлемой частью современной образовательной политики. А его участники и победители - руководителями сферы образования, директорами крупнейших образовательных организаций, заметными политическими и общественными деятелями.
Заключительный этап конкурса очередного - тридцатого сезона - совсем скоро пройдет в Грозном, а в преддверии Дня учителя в Государственном Кремлевском дворце в Москве объявят абсолютного победителя.
Само собой, большую часть номера, который вы держите в руках, мы посвятили юбилею конкурса, который когда-то и родился в стенах «Учительской газеты».
Вслед за вдумчивым, увлекательным и проникновенным материалом Ирины Димовой, рассказывающим о периоде становления и развития конкурса - что называется, от идеи до текущего статуса, - калейдоскоп статей абсолютных победителей «Учителя года» разных лет. Их имена - узнаваемые бренды, достижения по-настоящему вдохновляют, а смелые суждения заставляют задуматься.
Алихан Динаев и Илья Демаков, Вита Кириченко и Сергей Кочережко, Александр Шагалов и Игорь Карачевцев, Екатерина Филиппова и Александр Демахин. И другие - яркие, ни на кого не похожие, самобытные и самодостаточные. Но, пожалуй, главное, что объединяет их статьи, - отсутствие страха искать, а значит, находить свои собственные ответы на вечные вопросы. О школе, о месте учителя в современном мире, в конце концов о том, кто ты есть на самом деле.
Привлекают внимание и другие темы - например, проблемные тексты об участившихся случаях пропажи и поиска детей, о качестве педагогического образования и доступности (а порой, увы, недоступности) образования высшего. Или полюбившиеся нашим читателям рецензии на новинки книжного рынка и современного кинематографа, традиционное интервью с ярким спикером в рубрике «Гость «УГ». На этот раз им стал вице-чемпион мира по шахматам Сергей Карякин.
Когда заканчивается работа над номером газеты, то можешь посмотреть на получившийся образный узор со стороны. Все ли удалось, как задумывали, стоит ли что-то исправить или дополнить? Не изменили ли мы с коллегами читателям и самим себе?
И вот наконец номер подписан в печать и ушел в типографию. Совсем скоро его получат наши подписчики по всей стране. Главное, на мой взгляд, в этом непрекращающемся потоке, несмотря на изменения направления ветра и конъюнктуры, с которой мы начали, оставаться верными себе и, не прогибаясь под обстоятельства, честно говорить друг с другом о том, что по-настоящему важно.
Удачи конкурсантам!

Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»