Для решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в 1995 году в школе №956 создан музей боевой славы 569‑го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова III степени полка. Школьный музей ведет работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на примере героизма советских авиаторов в годы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг.
Направления деятельности школьного музея тесно взаимосвязаны и основаны на проектно-исследовательском методе, что дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, творческой и общественной деятельности.
Это способствует эффективной социализации обучающихся. Образовательно-воспитательная деятельность школьного музея строится на изучении музейного дела.
Невозможно представить себе экскурсию без предварительной подготовки экспоната и экспозиции музея. Занимаясь этим направлением, дети осваивают основы музейного дела, применяя на практике метапредметные навыки и умения.
Хорошо развита экскурсионная работа в музее. На протяжении пяти лет школьный музей является одной из площадок проведения олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
Юные экскурсоводы в ходе экскурсии приобретают презентационные навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, ориентироваться в экспозиционном пространстве, отвечать на незапланированные вопросы.
Любовь и уважение к Родине начинаются с семьи. Суть проекта «Книга памяти» состоит в сборе, обобщении, современной обработке материалов, связанных с драматическими и героическими страницами истории Отечества. Источниками материалов подобного рода являются и семейные архивы. Реализация проекта обеспечивается информационной поддержкой, в том числе персональным сайтом «Линия жизни».
Особо важным направлением работы мы считаем проведение уроков памяти, встреч с участниками ВОВ и уроков Мужества - бесед с участниками локальных войн, ветеранами Вооруженных сил РФ, участниками ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, воинами-интернационалистами.
При этом очень важно, что история ученикам представляется не абстрактно, а через конкретные человеческие судьбы, что способствует приобщению не только к ценностям историко-патриотического характера, но и к идеалам добра, милосердия, сострадания. Результатами работы в этом направлении являются сочинения в рамках олимпиады «Не прервется связь поколений».
Школьный музей тесно взаимодействует с ветеранской общественностью и музеями образовательных организаций. В преддверии празднования 75‑летия Победы совместно со школой №1568 имени Пабло Неруды музей принял участие в краеведческом проекте «Мой район в годы войны». Ученики школ спроектировали экскурсию по району Южное Медведково, напрямую связанному с именем великого сына, защитника Отечества, князя Дмитрия Михайловича Пожарского, обозначив самые важные культурно-исторические объекты.
Смотр-конкурс музейных комплексов образовательных организаций столицы «Помним героев войны и победы» немало способствует объединению возможностей школ МСД №6.
Хочется отметить, что музейная педагогика подразумевает широкое применение информационно-коммуникативных технологий. Образовательные учреждения представили великолепный интерактивный материал. Не выходя из стен своей школы, дети могут знакомиться с экспозициями разнообразных музеев.
Можно смело сказать, что школьные музеи и музейная педагогика - это важный инструмент образования, не теряющий своего значения с течением времени, более того, переживающий подъем.
Это очень значимо для города и страны, а главное - для детей и ветеранов. И не прервется связь времен!

Ирина СОСНОВА, директор школы №956;
Наталия ШИШКОВА, руководитель школьного музея