Еще совсем недавно проблема обучения, воспитания, адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями интеллекта решалась только в рамках существовавшей системы специального (коррекционного) образования. Начиная с 2013 года ситуация изменилась, в связи с тем что был законодательно закреплен равный доступ к образованию для всех детей с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивная форма обучения стала нормой в столичных школах наряду со специальным обучением.
В современных крупных образовательных комплексах Москвы сочетание вариаций инклюзивного и коррекционного образования становится одним из ведущих направлений развития. Основная миссия школы - быть доступной для каждого ребенка. Условие шаговой доступности к современному и качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья делает Москву настоящим городом образования для всех. Среди тех, кто организует учебный процесс, все больше людей, которые понимают, что нужно сделать, если в школу придет ребенок с особенностями развития, какие создать специальные условия образования. Особенные дети - особые условия. В первую очередь речь идет о программах обучения.
Адаптированные общеобразовательные программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривают, что основная доля учебного времени (до 70%) должна быть направлена на достижение личностных результатов. А главным личностным результатом ребенка с нарушениями интеллекта должна стать его готовность к самостоятельной жизни, в которой важнейшее место занимает предпрофессиональная подготовка в системе московского образования. Основным инструментом достижения соответствующего результата является разработанный специалистами и одобренный (согласованный) родителями особенного ребенка индивидуальный образовательный маршрут, который предусматривает программу обучения, учебный план и расписание, включающее его занятость в дополнительном образовании. Индивидуальный образовательный маршрут должен в итоге учитывать направления подготовки, рекомендуемые профессии и специальности для обучения детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии. Так, в школе №854 работа по предпрофессиональной подготовке детей и с интеллектуальными нарушениями осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение» по следующим профилям: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Швейное дело», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ремесло», что позволяет ученикам в дальнейшем использовать возможности и образовательные ресурсы всей системы московского образования.
Сетевое взаимодействие с колледжами, участие в проекте «Профессиональное обучение без границ» развивают траектории школьников и выводят на получение профессий, рекомендованных для данной категории подростков. К слову сказать, такая целенаправленная маршрутизация обоснована еще и тем, что она позволяет сформировать устойчивые условия адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их подготовку по программам профессионального обучения. В этом случае школа обеспечивает предпрофессиональную подготовку ребят с ограниченными возможностями здоровья с необходимой коррекцией отклоняющегося развития, повышая возможность выпускников стать участниками трудовой жизни в современных условиях экономического и социального развития.
Еще одним неоспоримым преимуществом целостной системы предпрофессиональной подготовки детей с различными ментальными нарушениями в московской школе является потенциал конкурсов профессионального мастерства.
Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» - настоящий социальный лифт для большого числа детей, имеющих сложные заболевания, что не мешает им оставаться решающими участниками своего личностного развития. В этом проекте заложены основы эффективной профессиональной ориентации и мотивации к получению профессионального образования, социокультурной инклюзии в обществе.
Только в 2019 году восемь детей-инвалидов школы №854 были подготовлены к участию в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» по пяти компетенциям: «Адаптивная физическая культура», «Резьба по дереву», «Изобразительное искусство», «Клининг» и «Слесарное дело». В подготовке школьников принимали участие пять педагогов школы, а также преподаватели пяти московских колледжей, с которыми у школы организовано сетевое взаимодействие. Такая педагогическая команда смогла подготовить детей с умственной отсталостью к участию в соревнованиях наравне со сверстниками, не имеющими нарушения интеллекта. Настоящая история успеха сложилась у одной из учениц школы, которая смогла пройти отборочный этап V Московского чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Клининг». Несмотря на тяжелые множественные нарушения развития, участие в нацио­нальном чемпионате открывает для юной москвички возможность определиться с будущей профессией и быть востребованной на современном профессиональном рынке услуг.
Кроме того, ученики школы, имеющие инвалидность, в этом году приняли участие во впервые проводимом конкурсе профессионального мастерства «Навыки умелых» среди московских школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и заняли первое место в компетенции «Выжигание», а три ребенка отмечены сертификатами участников.
В будущем учебном году в учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух вариантов запланировано расширение профилей трудовой подготовки. В программу войдут подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство и тот самый востребованный на рынке труда клининг.
Таким образом, перспективное моделирование индивидуальных образовательных маршрутов детей с интеллектуальными нарушениями, взаимодействие с колледжами с использованием сетевой формы, участие в городских проектах по профессиональной подготовке детей, конкурсах профессионального мастерства, а также слаженная работа педагогической команды - все эти факторы дают надежду московским семьям, что их особенные дети смогут стать участниками социальных отношений.

Сергей МОСКАЛЕНКОВ, директор школы №854