Однако произошедшее за последние несколько лет стремительное проникновение во все сферы жизни цифровых технологий, общемировой рост продолжительности жизни, кардинальная смена востребованных профессий привели к изменению приоритетных направлений, тенденций развития системы образования во всем мире, а основным трендом в развитии образования становится обеспечение доступности качественного образования.
Чуть более года назад, 2 июля 2018 года, был опубликован отчет об исследовании, выполненном ведущей международной консалтинговой компанией BAIN&COMPANY, «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» с подзаголовком «Анализ сферы образования города в 2010‑2017 годах в сравнении с ведущими мегаполисами мира и ключевые направления для дальнейшего развития», в котором столичная система образования занимает 8‑е место по среднему уровню знаний школьников, 1‑е место по доступности качественного школьного образования, 4‑е место по достижениям сильнейших учеников. Столь значительные достижения - результат планомерной реализации программы развития столичного образования, реализуемой с 2011 года. Эти изменения происходили при нашем непосредственном участии, широко обсуждались, как и все новое, были непривычны и казались чем-то невозможным, а сейчас мы не представляем себе жизни без крупных образовательных комплексов, Московской электронной школы, открытого образовательного пространства всего города, современного высокотехнологичного оборудования, общей цифровизации образования и многого-многого другого.
Чтобы соответствовать столь высокому статусу, каждая столичная школа проводит систематический внутренний аудит, отвечая на вопросы: «А как у нас, в нашей школе, реализуются основные направления развития образования, являются ли наши выпускники конкурентоспособными и какое направление развития для нашей школы в настоящий момент является приоритетным?», «Предоставила ли наша школа своим ученикам и их семьям в полном объеме те возможности, которые школе предоставил город?», «Насколько мы удовлетворяем все образовательные запросы обучающихся и их родителей, насколько полно обеспечиваем реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка?» Мы конкуренты, но конкуренты мнимые, потому что прекрасно осознаем, что эффективное развитие каждой отдельной школы в условиях единого образовательного пространства города попросту невозможно. Более того, результативный опыт модернизации столичного образования подталкивает нас к его распространению на более широкую, нежели Москва, учительскую и управленческую аудиторию при обязательном учете и творческом использовании эффективных образовательных практик наших коллег в других школах или других городах, регионах.
Система образования - это в первую очередь люди, и любые изменения, реформы в конце концов замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге, учителе. Сегодня, как никогда, справедливы слова К.Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Можно возразить, дескать, повышение квалификации, обмен опытом существовали всегда, и в этом нет ничего нового и необычного. Безусловно, во все времена учителя повышали свою квалификацию. Но именно сейчас профессии учителя, воспитателя переходят в разряд профессий с высочайшим уровнем мобильности, а само профессиональное развитие педагога становится принципиально иным: сегодня это непрерывный процесс, где обучение неотделимо от внедрения, где знакомство с новым происходит на практике, в непосредственном погружении в среду нового педагогического опыта.
Наряду с традиционными курсами повышения квалификации, семинарами, конференциями все более популярными и зримо эффективными становятся образовательные события формата взаимообучения. Причем масштабы такого взаимообучения очень разные: система внутреннего повышения квалификации в рамках одной образовательной организации, образовательное событие формата «Гостеприимная школа», «Взаимообучение московских школ» или взаимодействие с коллегами регионов. Масштабы разные, а суть одна - уникальная возможность в режиме образовательного интенсива передать лучшее из накопленного учителем, образовательной организацией, столичной системой образования в целом с одновременным погружением в иную образовательную практику, иной педагогический опыт.
Такая система взаимообучения поистине уникальна и невероятно результативна, ведь учатся, таким образом, и обучающая, и обучаемая стороны. Конкретный пример: в декабре 2018 года наша школа по результатам очень подробного анализа работы, а самое главное - ее результатов, предложила городскому педагогическому сообществу свой опыт по подготовке к участию в проектах развития предпрофессионального образования («Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе» и «Кадетский класс в московской школе»). Подготовка сценария практико-ориентированного семинара позволила еще раз переосмыслить накопленный опыт работы, обратить внимание на все нюансы, смоделировать, проработать еще раз внедрение и реализацию предлагаемого нами алгоритма работы, а самое главное - получить профессиональную экспертизу нашей модели от участников семинара.
Таким образом, подготовка, проведение и анализ итогов практико-ориентированного семинара «Навстречу медицинским, инженерным, кадетским классам: опыт подготовки к реализации проектов» для управленческих команд и педагогов московских школ задали вектор работы школы еще на полгода вперед. Оценив эффективность данной работы, наши педагоги и члены управленческой команды стали постоянными участниками семинаров и мастер-классов проекта «Взаимообучение московских школ» по актуальным для них направлениям деятельности. Тематика, формы работы, а самое главное - опыт других образовательных организаций становились актуальными ориентирами создаваемых проблемно-творческих групп, включались в планы работы методических кафедр и выносились на педсоветы, а наиболее удачные практики начинали реализовываться с учетом наших потребностей, условий и задач.
Обогащение нашего опыта подготовки к реализации городских проектов развития предпрофессионального образования позволило нам подать заявку на участие в проекте «Новый педагогический класс в московской школе» и с сентября 2019 года приступить к реализации этого проекта.
Участие в программе «Школы городов России - партнеры Москвы», в ходе которого команда нашей школы в феврале 2019 года посетила город Киров, позволило в момент подготовки материалов для коллег глубже понять взаимосвязь всех проектов, реализуемых в столичном образовании, раскрыть их так, чтобы отдельные элементы могли быть использованы в системе образования Кирова, а непосредственно знакомясь с опытом коллег, постоянно анализировать демонстрируемые образовательные практики, оценивать их эффективность и целесообразность использования в своей школе. Мы нашли интересным опыт организации системы внутреннего развития кадрового потенциала, который лег в основу программы развития методической службы нашей школы, оценили систему электронного контроля прохода во все помещения школы и комплексную организацию воспитательной работы.
Система образования города Москвы в целом построена на взаимообучении педагогов, управленцев, систем, и ярким примером такого эффективного сотрудничества ежегодно становится форум «Город образования», в рамках которого ведущие мировые системы образования обмениваются опытом и инновационными решениями.
Привлекая внимание коллег к жизненно важным для современного образования и воспитания задачам, такие практики взаимообучения позволяют педагогам и руководителям разных образовательных организаций, разных городов и регионов России сверить часы, узнать, что наработано в Москве, рассказать о своих инновациях, а главное - обсудить совместно, что представляется необходимым, многие теоретические и практические вопросы современного образования, образовательных практик.
Московская система образования активно создает условия для выявления, сопровождения и распространения лучших практик повышения качества образования и модернизации содержания и технологий, используемых в педагогической практике, но ключевым словом для всех участников проектов взаимообучения должно стать слово «сотрудничество» как совместная работа по дальнейшей модернизации и развитию образования, повышению его открытости, доступности и результативности.

Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283