Делай раз, или Стратегия поведения
Необходимо проанализировать внешние и внутренние факторы, для того чтобы оценить критичность ситуации:
- выбрать способ поддержки;
- оказать поддержку и помощь во время проявления эмоции;
- откровенно и спокойно поговорить после.

Одни эмоции, но разные проявления
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями проявления эмоций. Эмоции дошкольников яркие, краткосрочные, неустойчивые, эмоции младших школьников ситуативные, откровенные, непосредственные, эмоции подростков бурные, часто сменяющиеся, с разнообразными способами выражения. Разберемся с особенностями каждого из периодов.

Дошкольники: типы истерик и стратегии действий
Ребенок дошкольного возраста осваивает социальные формы выражения чувств.
1. Ложная истерика - демонстративный характер
Если ребенок вас слушает и понимает, быстро успокаивается после угроз о наказании, переключается, идет на «заключение мирного договора».
Действия родителей:
- тактильный контакт (сядьте перед ребенком или посадите его рядом);
- спокойная поддержка (тихо и ласково повторяйте, что все уже хорошо);
- смена места (по возможности покиньте место, где случилась истерика).
2. Истинная истерика - острое состояние, похожее на аффект
Если ребенок не понимает ваших слов, не успокаивается, после того как вы пообещали осуществить его желание, пытается причинить вам или себе вред, не может контролировать себя.
Действия родителей:
- эмпатия («Я понимаю тебя и твои желания»);
- причины, оценка поведения и последствия («Мы не можем сделать… потому что…»);
- сделка («Мы сделаем то, что ты хочешь, когда…»).
Младшие школьники: особые проявления эмоций
Именно младшие школьники в наибольшей степени подвержены переживаниям.

SOS: агрессивное поведение - это поведение, приносящее вред. Агрессия может быть вербальной (словесной), физической (драки, швыряние предметов), косвенной (провокация, сплетни, ябедничество). К агрессивному поведению относят раздражительность (вспыльчивость, грубость по любому малейшему поводу) и негативизм (противодействующее, оппозиционное поведение).

Попробуйте:
- поначалу игнорировать агрессию, показать, что такое поведение не поможет ребенку добиться своей цели;
- дать задание;
- сохранять спокойствие, не повышать голос;
- не подавлять гнев, не использовать оценочные выражения и оскорбительные слова;
- разобраться в причине;
- показать, что вы понимаете ребенка;
- предложить выйти в другое помещение и успокоиться самостоятельно;
- избежать публичности;
- объяснить, что такое поведение неприемлемо;
- предложить альтернативный вариант решения проблемы и другие способы проявления эмоций.

Подростки: социальная обусловленность реакций
Эмоции подростков сильно зависят от социальных факторов, причем индивидуальные различия преобладают над возрастными.


Из рассказа 18‑летнего юноши:
- Порой хочется искренне ответить человеку. Бац! Уже вылетает изо рта идиотская презрительная насмешка. Глупо все получается...


Попробуйте:
- дать выговориться;
- начать диалог тихо;
- переключить внимание;
- не жалеть, но похвалить;
- обнять, сказать, что любите;
- не начинать «разбор полетов», пока ребенок плачет или злится;
- не обещать что-то взамен на прекращение истерики;
- не провоцировать;
- поднимать самооценку;
- бороться со страхами вместе;
- помочь найти способ выхода энергии.

Эльнара ВОЙТОВИЧ,
старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки  города Москвы