Соответственно это ставит школу перед необходимостью смены образовательной парадигмы. При этом на передний план выходят обновление содержания образования и концептуально новое видение подходов к организации учебных занятий. Данная точка зрения по вопросам современного образования находит отклик у обучающихся нашей школы. Поделимся их видением, отразив мысли ученика 6‑го «Е» класса О.Музалевского в отрывке из эссе на тему «Роль образования в наши дни»:
«В наше время образование играет важную роль в жизни каждого человека. Ведь оно не только помогает нам в жизни, но еще дает возможность развиваться как личность, а также делать успехи в карьере. Всем известно, что самое основное в профессионализме человека - это практика. Однако если люди не имеют теоретического понимания вопроса, то никакая практика не поможет избежать ошибок. Поэтому не стоит преуменьшать значение образования и считать, что получить его однажды, в юношеском возрасте, будет достаточно. Учиться можно и нужно всю жизнь.
Время не стоит на месте, и тем более на месте не стоит развитие науки и технологий. Соответственно то, что мы изучали когда-то, лет десять назад, может стать практически бесполезным. Ведь некоторые механизмы и технологии настолько поменялись, что они в корне могут отличаться от известных ранее, хотя основополагающие моменты могут быть и одинаковыми. Поэтому, чтобы иметь возможность оставаться высококлассным специалистом в профессии, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, проходить различные курсы и заниматься самообразованием».
Таким образом, мы подходим к пониманию актуальности разработки такой образовательной модели, когда при освоении учебных предметов во взаимодействие вовлекаются родители, воспитатели, учителя и обучающиеся.
Точкой опоры, на наш взгляд, будет выступать смена подхода к обучению от знаниевого (с моделью «знание на всю жизнь») к компетентностному (с моделью «знание в течение всей жизни»). Соответственно прежняя модель предполагала, что, однажды окончив школу и получив образование, мы считали, что оно успешно завершено и обеспечивает благополучие на всю оставшуюся жизнь, то есть реализовывался конкретный подход, при котором выпускник вуза мог выполнять определенные функции по определенной специальности. В подобной концепции прослеживается линейность в четко выстроенной карьерной траектории.
Мы переживаем этап модернизации образования, то есть момент обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества. Главная составляющая изменения в обществе, влияющая на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития технологий в современном мире. Как результат школа должна подготовить ученика к жизни, о которой сама школа имеет слабое представление. Поскольку информационное поле перенасыщенно и постоянно расширяется, сохранить прежнюю воспроизводящую систему образования, когда педагог является ретранслятором знаний, невозможно. Таким образом, для учителя единственной установкой может стать девиз «Научить учиться, добывать и применять на практике знания».
Исходя из этого, новая парадигма образования основывается на понятии незавершенности. Вместо установки «образование на всю жизнь» приходит новая установка - «образование через всю жизнь». Новое качество образования заключается в новых возможностях и готовности всех участников образовательных отношений к взаимодействию, в их способности к решению проблем, которые предыдущие поколения решать были не в состоянии.
В предложенной образовательной концепции предполагаются трансляция, закрепление и применение знаний посредством практико-ориентированного, компетентностного подхода при вовлеченности, сопричастности и продуктивном взаимодействии взрослых и детей (схема 1).
Вовлеченность участников образовательных отношений в ходе реализации проекта
В школе №1412 стартовал интегрированный образовательный проект «Школьники дошкольникам», суть которого заключается в реализации принципов преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования. Модель проекта представлена на схеме 2.
Главный механизм и принцип образовательной деятельности заключается в практике подготовки и реализации междисциплинарных ученических и детских проектов в рамках профильного и тематического обучения. Акцент ставится на взаимодействии не только детей дошкольного возраста с обучающимися начальной школы, но и на сотрудничестве со старшеклассниками. В предложенной нами образовательной модели ретрансляторами знаний выступают ученики школы, что нашло отражение в системе взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Образовательная программа проекта «Школьники дошкольникам» включает организацию обучения по нескольким направлениям, объединенных в следующие блоки:
1. «Детский экспериментариум» - образовательная деятельность в рамках городского проекта «Медицинский класс в московской школе».
2. «Детский гуманитариум», направленный на популяризацию чтения, продвижение книги и привлечение внимания подрастающего поколения к творческому чтению.
3. «Детский инженериум», работа в котором основана на реализации городского проекта «Инженерный класс в московской школе».
Важно отметить актуальность проблемы содержания современного образования, решение которой состоит в переосмыслении подходов к организации учебной деятельности на всех уровнях образования, а также в разработке и внедрении концептуально новой модели образования, основанной на практической деятельности обучающихся и воспитанников.
При этом целью современной школы будет выступать формирование ключевых компетентностей, рассматриваемых как способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных проблем.

Вероника АБЫСОВА,
старший методист школы №1412