Если говорить конспективно, то это распределение около пяти тысяч обучающихся по корпусам организации согласно возрастному принципу. В нашей образовательной организации две начальные школы (1‑4‑е классы), две - подростковые, реализующие программы основного общего образования (5‑9‑е классы), и одна школа, которая реализует программы основного общего (7‑9‑е классы) и среднего общего образования (10‑11‑е классы). Старшие классы у нас сосредоточены в одном здании. Такая структура организации дает возможность наиболее полноценно и последовательно реализовывать принципы профильного обучения на уровне среднего общего образования, повышать эффективность и качество образования.
Во-первых, мы получаем возможность формирования полноценных 10‑х классов по ведущим программам профильного обучения по принципу «класс-программа». При этом мы используем и принцип «класс-поток», когда в одном большом классе, где более 40 обучающихся, можно реализовывать 2‑3 программы профильного обучения, для этого формируются группы по 17‑20 человек по предметам углубленного изучения. Например, в этом учебном году в 10‑й класс зачислены 150 человек: в рамках городского проекта открыт инженерный класс, класс с технологическим профилем, а также гуманитарный класс-поток, в котором сформированы группы с углубленным изучением иностранного языка, литературы, обществознания и группы с углубленным изучением права, иностранного языка, обществознания, истории, класс-поток с социально-экономическим, естественно-научным и универсальным профилями.
Во-вторых, в условиях единой старшей ступени повышается эффективность использования кадрового потенциала школы. В 10‑11‑х классах нагрузка в профильных классах реализуется учителями с серьезным опытом работы в старших классах, прошедшими специальную подготовку, являющимися экспертами ЕГЭ. В минувшем учебном году Школа Глория выпустила 112 человек. Более 70% выпускников получили результаты ЕГЭ на уровне 70 и более баллов. Это результаты, которые мы оцениваем как удовлетворительные и устойчивые. Но в то же время, анализируя итоги года детально, мы видим и свои просчеты, и целевые перспективы.
Работа по формированию 10‑х классов перестала быть разовым мероприятием, для нашей школы это кульминация всего образовательного процесса.
Кем быть? Этот вопрос стал не только личным делом обучающегося и его семьи. Этот вопрос определяет важнейший вектор развития образовательных программ и программ воспитания и социализации. Он дополнился еще одним: каков путь реализации своей образовательной цели?
Из года в год наша школа совершенствует образовательную среду, создает все новые условия для разрешения этих важнейших вопросов в период обучения с 5‑го по 9‑й класс, тем самым удлиняя путь самоопределения в будущей профессии. Решение этих вопросов для каждого ребенка становится квинтэссенцией образовательного процесса, в него активно включаются и учителя, и руководители классов, психологи, социальные педагоги, родители, обучающиеся.
С 5‑го класса реализуется программа дополнительного образования «Я гимназист», которая дает возможность подросткам углубиться в предметные области и ответить на вопрос: какая предметная область в большей или меньшей степени отвечает его запросам, какие занятия интересны, а результаты видятся наиболее значительными?
Став участницей городского проекта «Математическая вертикаль», школа позволяет ребятам в 6‑м классе принять решение продолжать учиться в своем классе, ничего не меняя в своей жизни, или дерзнуть и поступить в класс с программой углубленного изучения математики.
Начиная с 8‑го класса каждый обучающийся осваивает программу факультатива по выбору, например «Колесо здоровья», «Психология общения», «Компьютерная графика и дизайн», «Ликвидируем правовую неграмотность», и готовится в 9‑м классе выполнить индивидуальный проект. Чаще всего этот проект содержательно связан с программой факультатива. Это мы считаем важным шагом в направлении профилизации. Но, если ученик, освоив программу факультатива и выполнив проект, придет к выводу, что ему нужно иное направление образования, мы и это считаем важнейшим результатом. Ведь выбор следующей программы будет сделан на основе собственного опыта.
Обучающиеся 5‑11‑х классов ежегодно принимают решения, в каких предметных олимпиадах, конкурсах проектов они будут участвовать. И сопровождение ребят на этом пути - важнейшая педагогическая задача руководителей классов. Для этого есть и педагогическая технология - постановка персональных задач на год и анализ их выполнения.
Вообще на опыте мы убеждаемся, что для эффективного самоопределения надо чаще создавать для обучающихся ситуацию выбора. Это мы считаем важным шагом в направлении профилизации.
В нашей образовательной организации формирование параллели 10‑х классов в полную силу начинается с 9‑го класса. Результаты ОГЭ по предметам, личные достижения в олимпиадах являются пропуском в тот или иной профильный класс. Никаких иных критериев мы не используем. Зачисление в 10‑й класс с тем или иным профилем обучения проходит на основе результатов ОГЭ по предметам: если, например, выбрана программа инженерного класса, то надо предоставить результаты по математике, физике и информатике, или если это гуманитарный профиль, то нужны результаты ОГЭ по литературе и иностранным языкам. Такое условие делает процесс выбора девятиклассниками экзаменов в формате ОГЭ более мотивированным и осмысленным, этим выбором обучающийся и его семья определяют перспективу его профессиональной жизни. В школе создается особая атмосфера раздумья, обсуждений, споров. Тема персонального образовательного маршрута становится пунктиром уроков, внеурочных мероприятий, встреч с выпускниками школы и родителями обучающихся, индивидуальных консультаций с психологом и социальным педагогом…
На протяжении последних лет для восьмиклас­сников и их родителей мы проводим деловую игру «Твой образовательный маршрут». Собравшись в одну из суббот в школе, за несколько часов участники проходят своеобразный путь от конца к началу: точкой отсчета становится выбранная обучающимся профессия, затем в сети Интернет подросток находит вузы, которые готовят по выбранной специальности, знакомится с условиями поступления, перечнем необходимых для предоставления в вуз результатов ЕГЭ и только после этого внимательно изучает программу профильного обучения, предлагаемую нашей школой в 10‑11‑х классах.
Практически все обучающиеся основной школы включаются в процесс профилизации. И чем раньше и чаще звучат вопросы «Кем быть?», «Какое образование получить, чтобы максимально реализоваться?», тем лучше для всех. Растут социальная активность, интерес к различным образовательным возможностям, к себе, самооценка. Инфантилизм, свойственный части детей и взрослых, отступает только под натиском усилий всего педагогического коллектива.
Мониторинг образовательных запросов обучающихся, семей, высочайшая конкуренция среди московских школ приводят нас к решению расширять и обновлять программы профильного обучения в 10‑11‑х классах. В программу технологического профиля планируем включить специализированные курсы химии, биологии, иностранного языка, в программы естественно-научного и универсального профиля - практическое освоение областей информатики.
Итоги проводимых среди обучающихся и родителей исследований на удовлетворенность результатами обучения, организации образовательного процесса дают нам основание для принятия гибких оптимальных решений по расстановке кадров, по напряженности учебных планов основного и дополнительного образования, по оптимизации расписания учебных занятий, вне­урочных мероприятий и занятий в системе дополнительного образования. Многому учимся у коллег из других московских школ, изучаем их учебные планы, бываем на их семинарах, включаемся в новые городские проекты. Так, участие в проекте «Урок-секция» позволило нам уже в этом году оптимизировать учебный план старшеклассников.
Хочется подчеркнуть еще раз: расширение возможностей профильного обучения в 10‑11‑х классах, повышение качества образовательных услуг, осуществление персонифицированного подхода в обучении - все актуальные вопросы современной школы могут успешно решаться в интересах московских старшеклас­сников.

Ирина НИКИТИНА,
руководитель методической службы Школы Глория, заслуженный учитель РФ