Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля города Владикавказа, в школе 27 лет - с тех пор как окончила университет. Не работает - живет и дышит школой. И все эти годы она размышляет, разбирает свои уроки по деталям: так ли сделала, то ли сказала. Считает, что направляет ее нечто, не объяснимое словами, идущее из глубины души: может быть, интуиция, может быть, опыт, может быть, любовь…
- Мне кажется, что, говоря о профессии учителя, невозможно сказать «нравится» или «не нравится». Ведь это совсем другое. Это как кожа, как руки, как сердце. Проработав какое-то время в школе, ты замечаешь, что она врастает в твою жизнь и твои мысли, разговоры, радости и переживания становятся тесно связаны с твоей профессиональной деятельностью. Школа, собственно, становится твоей жизнью, а я очень люблю жизнь! - говорит Светлана Сухарева.
Опросы в 5‑11‑х классах, где Светлана Алексеевна проводит уроки, показывают: чем старше дети становятся, тем больше интересуются гуманитарными предметами. Коллеги уверены, что это связано с ее подходом к преподаванию, которое включает коммуникативную методику, проектно-исследовательскую деятельность, обучение в сотрудничестве, вовлечение в ролевые игры, внедрение новых информационных технологий. Педагог использует различные формы и жанры: ролевые тренинги, мозговые штурмы, интеллектуальные марафоны, мастерская, эксперимент, конференция. Организовала цикл уроков по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, серию занятий, в которых тесно переплетаются история, география, музыка, живопись, литература. А ее серия уроков по национально-региональному компоненту уже широко используется в образовательных организациях Владикавказа, Алагирского и Моздокского районов.
- «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне сделать - я пойму», - Светлана Алексеевна приводит слова Конфуция. - В работе с учениками я руководствуюсь этим принципом, ведь сегодня социальным заказом общества является выпускник, готовый к активному включению в дальнейшую жизнь.
Гимназия №45 имени Жоржа Дюмезиля стала одной из пилотных площадок по внедрению ФГОС в Республике Северная Осетия - Алания. Сухарева со своим 9‑м «А» стала осваивать новые подходы к образованию школьников поначалу с опаской, ведь учитель мыслит, как врач, главный принцип которого «не навреди». Но после пришло осознание логичности и продуманности стандарта.
- На мой взгляд, именно стандарты позволили учителю перестать быть локомотивом, тянущим за собой огромную вереницу вагонов, а стать диспетчером, направляющим движение, - говорит Светлана Алексеевна. - И кажется, что технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» была будто создана для реализации новых стандартов. В этой технологии-трансформере учитель может не только выстраивать целую модель урока, но и использовать отдельные ее инструменты. А для ученика открывается возможность постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать именно ему. Из множества приемов технологии критического мышления какие-то сразу прижились в моей практике, а какие-то пришлось изменять, чтобы заработали.
Главное, по мнению педагога, - пробудить мысль, творческий порыв. В сочинениях ее учеников широчайший диапазон чувств - от восторга до сарказма, от сердечной печали до неудержимой радости. Она дает им странные темы: «Каким мог стать Плюшкин?», «День в усадьбе Собакевича», «Смерть Коробочки». Странные, потому что этих эпизодов нет в поэме Гоголя, но знание текста, представление о нравственно-эстетических идеалах писателя помогают детям найти художественное решение задачи. У Сухаревой сложилась своя система работы, основная цель которой - создание условий для социализации подростков посредством русского языка на основе раскрытия их личностного потенциала. В ее арсенале различные приемы и методы, и все они личностно ориентированы, ведь нужно каждый день решать, как дойти до отдельного ученика, притом что одновременно нужно учить всех, и учить хорошо.
- Благодарна Богу, что в образовании России была такая личность, как Виктор Федорович Шаталов. Из его книги «Куда и как исчезли тройки?» в мою практику вошла технология блочной подачи теоретического материала, опорные схемы Шаталова - Меженко и множественность тренинговых упражнений, - рассказывает педагог. - Конечно, первоначальные схемы давно претерпели изменения и стали отчасти моими. В первую очередь это касается такого знакомого всем нам в учебном материале словосочетания «и др.». Например, с приставками «при» и «пре», которые надо запомнить, в учебниках приводится 3‑5 примеров, а дальше «и др.». Анализируя ошибки ребят, я пришла к выводу, что большая их часть лежит именно в плоскости «и др.», значит, нужно заполнять лакуны.
Понятно, что изучение русского языка не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации. Учитель-филолог - это обязательно воспитатель гражданина, считает Сухарева. И значит, необходимо сочетание урочной и внеурочной деятельности.
- Дети живут не только школой, точнее, не столько школой. Именно за пределами урока возможны настоящие сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, - убеждена Сухарева. - По моему мнению, пространство внеурочной работы должно выстраиваться так, чтобы ученик мог себя попробовать в разных сферах и ролях и на личном опыте убедиться в необходимости знания русского языка, прочувствовать любовь к нему.
Большой популярностью пользуется у ребят проектная деятельность. Именно создание проектов развивает в них способность самостоятельно мыслить, добывать и, главное, применять полученные знания в практике жизни. Одним из таких проектов стал школьный журнал «ГимназистЪ». В гимназии сложилась традиция: ученики 10‑11‑х классов издают журнал. Формат каждая параллель выбирает свой. Ученики Сухаревой остановились на интерактивной версии. Творческий проект «Недаром помнит вся Россия» стал настоящим образовательным событием - на страницах электронного журнала «ГимназистЪ» вся школа - от первоклассника до родителей - читала «Бородино», а на костюмированный бал приехал «сам Лермонтов».
Готовясь к неделе словесности, педагог с учениками долго пытались найти форму, позволяющую показать, что учить русский совсем не скучно. В итоге решили устроить интернет-конкурс на лучший слоган о русском языке. Ребята тут же создали инстаграм-страницу и получили шквал сообщений. Победители были выбраны интернет-голосованием, отбором лучших слоганов и проверкой их на плагиат занималось авторитетное жюри из учителей и родителей. Когда встал вопрос, как завершить конкурс, на помощь пришло то, что обычно мешает, - реклама. 10 лучших слоганов были распечатаны на листовках, на оборотной стороне давались 5 слов из Орфоэпического словаря школьника и задание. Результат превзошел все ожидания: несколько дней все классы обменивались листовками и штудировали орфографические словари.
Ребята с удовольствием участвовали в проекте «Моя малая родина». Дети готовили презентации, коллажи, писали эссе о своей малой родине, много интересного узнали об историях фамилий, о горных селах и просто улицах Владикавказа. А два года назад в рамках акции «Ищу хозяина» Сухарева с детьми-волонтерами первый раз написали сочинения от лица бездомных питомцев, находящихся на попечении благотворительного фонда «Бездомных нет». Разместили на сайтах школы и организаций, с которыми она сотрудничает. Увлеклись. теперь фото очередного подобранного животного сопровождается его представлением. Ребята осмысливают, как важно найти нужные слова, уметь построить свое обращение так, чтобы читающий проникся бедой братьев наших меньших, а главное - начинают понимать, что от их знаний русского языка здесь и сейчас зависит судьба живой души! Проникновенные строчки, написанные детьми, помогли найти дом многим собакам и кошкам.
Учитывая желание детей укрепить навыки создания электронных образовательных продуктов, научиться работать на разных сервисах, создавать новое, педагог стала модератором интерактивного Всероссийского ресурса «ЯКласс». Для учеников это база электронных рабочих тетрадей и бесконечный тренажер по школьной программе, причем многие тренинги составила сама Светлана Алексеевна. В стороне не остались и родители: классный руководитель Сухарева еще четыре года назад создала закрытые группы своего класса, теперь уже 10‑го «А», в социальных сетях. Родители всегда в курсе, как проходят школьные будни: стали проявлять искренний интерес к жизни класса, научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своих детей.
- Образование - это проект, который можно только начать, но не закончить, - говорит педагог. - Принято считать, что школа - это второй дом для ребенка, в котором он проводит половину своего детства. А именно детство дает старт во взрослую жизнь, в детстве закладываются лучшие внутренние качества человека. И какое счастье ощущать, что ты причастен к этому процессу, что можешь не только помочь наполнить пытливый мозг знаниями, но и вложить в юную душу настоящие идеалы! Мне кажется, что именно в такой деятельности переплетаются воспитание и обучение, и можно надеяться, что в результате мы получим Человека.

Владикавказ