К этой идее мы пришли при анализе отчетного периода, увидев, что назрела необходимость внесения изменений в сферу дополнительного образования художественной направленности. Система дополнительного образования должна чутко реагировать на запрос общества и времени, внося изменения в содержание образовательных программ и организацию образовательного процесса. Для нашей организации, которая с момента своего основания реализует значительный спектр образовательных услуг в сфере дополнительного образования, наступил момент истины, при котором оценка всех аспектов реализации данной сферы деятельности выявила необходимость внедрения новых условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии.
Конечно, в каждом округе столицы есть музыкальные школы и школы искусств, но не секрет, что то количество образовательных учреждений сферы культуры, которое есть сегодня, не может полностью удовлетворить запросы общества. Ведь актуальными в сфере образования на данный момент являются такие ценности, как личностный рост, самореализация, уход от «массового» образования - это все дает возможности проектирования индивидуального образовательного пространства для личности.
Дети, осваивая тонкости канонов красоты мелодики, ритма, добиваются прекрасных результатов, но, увы, на выходе, после нескольких лет подготовки, не имеют на руках ничего о прохождении курса, кроме похвальных грамот и дипломов. Да и одиночные курсы по вокальной или инструментальной подготовке не могут способствовать получению полного объема необходимых знаний в данной сфере. Также, заметим, на данный момент миссия школ искусств - это эстетическое образование, скажу больше, есть определенная цель: вывести данное образование на новый уровень, приобщив к искусству наибольшее количество детей и молодежи, не утратив самобытности каждого, но способствуя развитию одаренной личности, коими являются все дети без исключения.
Исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», мы вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены нашей организацией самостоятельно. Но здесь важна именно идея реализации полного курса. И это важно для всех нас: для родителя и обучающегося важна констатация окончания учебного процесса для портфолио ребенка или(и) возможности профессионального роста. Для школы это предоставление широкого спектра услуг участникам образовательных отношений, возможность увеличить долю поступления внебюджетных средств за счет доходов, полученных от оказания дополнительных платных образовательных услуг, и возможность удержать количественный и качественный уровень бюджетных кружков.
Для реализации концепции курса «Школа искусств» были учтены все ресурсы организации и выявлены реперные точки, благодаря которым по шкале ожиданий можно будет осуществлять контроль над реализацией данного проекта.
Нормативная база реализации проекта сформирована данным пакетом документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013‑2020 годы»;
- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Базовые позиции проекта:
1. Учебная программа составлена на семь лет. В этом мы идентичны с музыкальными школами и школами искусств. Также будет реализована возможность интенсив-курса за 5 лет при определенном уровне подготовки.
2. Направления подготовки: вокальное, инструментальное, хореографическое, раннее эстетическое развитие, в перспективе - художественное.
3. Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и срокам реализации дополнительных общеобразовательных программ.
4. Важный аспект - удобная логистика, реализовано обучение и первой половины дня, и полный комплекс программы школы искусств в стенах одного учебного заведения.
5. Ожидаемые результаты: каждый курс нашего проекта содержит определенный набор компетенций, которыми и должен на выходе овладеть обучающийся в школе искусств.
Критерии оценки диктуются музыкальными и индивидуальными возможностями учащихся. Основной критерий - грамотное и осмысленное исполнение произведений. Программные требования по классам содержат конкретные задачи с учетом возрастных особенностей учащихся при индивидуальном подходе к каждому из них. Помня о современной миссии дополнительного образования, мы ждем от наших выпускников в первую очередь личностных результатов, которые соединят в себе готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, также осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества. Каждый момент участия ученика в городских творческих акциях и социальных проектах может стать констатацией результативности обучения. Активное участие образовательной организации во многих районных, городских мероприятиях является стартовой площадкой творческого роста многих наших учащихся.
6. Наши юные таланты смогут продолжить обучение в данном направлении, ведь выбор пути самореализации дело не одного года, и за это время некоторые ребята могут принять решение стать профессионалом в данной сфере и поступить в музыкальный или музыкально-педагогический колледж, для поступления в который достаточно иметь хорошую подготовку, и свидетельство это подтвердит (вот для чего важен полный курс предметов), а колледж будет заинтересован в таком абитуриенте. Кто знает, может, потом именно наш ученик придет к нам уже в новой ипостаси - учителя.
Важный вопрос, который интересует многих: возможно ли заменить изучение предметов начального и основного общего образования предметной области «Искусство» в школе данным нововведением? Нет, предметная область «Искусство» рекомендована для изучения всему контингенту обучающихся, в то время как изучение программы «Школы искусств» - добровольное желание обучающегося, но учесть результаты освоения обучающимся дополнительных образовательных программ мы можем.
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что основная цель нашего проекта - создание социально-культурного пространства и творческой среды для формирования всесторонне развитой личности. Именно на поддержке творческого развития ребенка основана педагогика дополнительного образования - именно в ней слиты воедино и обучение, и воспитание.

Альфия ХАЯРОВА,
заместитель директора Школы Новокосино