В сказку верят не только дети, но и взрослые. Какая же радость ждет ребенка в театре! Кто из нас не мечтал танцевать на балу, как Золушка, иметь верных друзей, как Чиполлино, быть смелым, отважным, как Герда, спасая Кая? Гаснет свет, замирает сердце: вот сейчас откроется занавес, и… начнется волшебство. А без волшебства детского театра не бывает.

Рождение идеи
Однажды я принесла книгу Джанни Родари «Приключения Чиполлино» и рассказала детям о мальчике-луковке и о приключениях его друзей. Класс оживился. Кому-то это произведение было знакомо, а кому-то нет. Кто-то видел спектакль, мультфильм или балет. Решили прочитать эту сказку по ролям. Это очень понравилось ребятам, и родилась идея поставить спектакль на школьной сцене. Вместе мы обсудили героев, представили, какие могут быть декорации, костюмы. Все разошлись по домам. И началось… Мой телефон разрывался от звонков. Родители, вдохновленные рассказами детей, заразились нашей идеей.
Любой учитель знает, какой тяжелый груз ложится на плечи педагога, который организует такое масштабное мероприятие. Я была удивлена, узнав, что у меня так много единомышленников среди родителей! Работа закипела!

Каждый учитель немного режиссер
Сценарий готов. Но сложность заключалась в том, что детей много, а героев в сказке мало. Роль хочет получить каждый. Пришлось добавить новых героев, придумать им реплики, оживить представление танцами и песнями. Другая сложность состояла в том, что не все дети могут громко говорить, некоторые неуверенно чувствуют себя на сцене. Моя задача как режиссера - выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения, в каждом найти изюминку и раскрыть ее.
На некоторые роли было несложно подобрать артистов:
- галантный, вежливый и воспитанный джентльмен от рождения Дима Е. - граф Вишенка;
- громкий, активный, занимающий собой все пространство Рома П. блестяще справился с ролью принца Лимона.
Немало было приятных открытий. Долго не могла выбрать претендента на главную роль Чиполлино. Кто это? Мальчик или девочка? На одной из переменок услышала, как Ульяна Г. весело и заливисто хохотала с девчонками. Так вот он, готовый мальчик-луковка, настоящий Чиполлино!
На уроке Ваня Б. был так увлечен своим ответом, что стал прохаживаться вдоль доски, закинув руки за спину. Я сразу поняла - это синьор Помидор. Как же я раньше этого не увидела?
На уроках тихие и спокойные ученицы София З. и Вероника Р., а в спектакле высокомерные и надменные графини Вишни, исполнили зажигательный танец.
Репетиции начинаются!
С какой радостью бежали дети на репетиции! Спектакль дает возможность ребенку почувствовать себя соавтором творческой работы, которую он выполняет. При этом он прекрасно понимает, что спектакль - труд всего коллектива: детей, родителей, учителей.
О неоценимой помощи родителей хочется сказать особенно: они не просто помогали подобрать костюмы и декорации, а создали их своими руками вместе с детьми, не жалея ни сил, ни времени. Благодаря их рукам сцена превращалась то в замок графинь Вишен, то в торговую площадь, то в тюрьму, то в волшебный лес. Яркие, неповторимые костюмы ручной работы помогли детям перевоплотиться в жителей сказочной страны, которую придумал Джанни Родари.

Премьера? Премьера!
Наконец наступил день премьеры. С утра класс был похож на растревоженный улей. Каждый из 29 участников приводил в порядок свой костюм. Родители добавляли последние штрихи к декорациям.
Первый спектакль мы играли для родителей и друзей, а после просмотра все с удивлением и восхищением говорили, что они узнали о своих детях много нового, перед ними неожиданно раскрылись новые грани личности ребенка. Оказалось, что талантом к сценическому творчеству обладают все двадцать девять занятых в спектакле детей. Обсуждение и обмен мнениями затянулись допоздна, расходиться никто не хотел.
Этот спектакль мы показали несколько раз: учащимся нашей школы, дошкольникам и ребятам из других учебных корпусов. Знаете, как определить, нравится ли детям то, что они видят на сцене? По той тишине, которая стоит в зале во время просмотра, и бурным аплодисментам после спектакля!
В чем волшебство театра? На этот вопрос я хочу ответить словами родителей. Дети становятся более уверенными, открытыми, не боятся выступать перед зрителями. В этом им помогли всего несколько выступлений на сцене. А еще театральный коллектив - это команда.
А я увидела, как дети меняются, становятся более открытыми и доброжелательными, учатся поддерживать друг друга, становятся настоящими друзьями.
Уходя на каникулы, дети задали мне вопрос: «Марина Михайловна, а какой спектакль мы будем ставить в следующем году?» Это было мое задание на лето, и скоро я их удивлю новой идеей…

Марина ПАРШКОВА,
учитель начальных классов, классный руководитель 2‑го «А» класса школы №2026