В практику работы педагогов нашей школы метод проектов вошел давно, он выступает и как технология, и как элемент содержания образования.
Методика написания краеведческих исследовательских работ предполагает наличие трех обязательных компонентов: рассмотрение исторических событий местного значения в их общероссийском культурно-историческом значении; выявление местных особенностей протекания российских исторических процессов; выявление уникальности данного края в истории страны. Поэтому совместно с учениками были определены возможные тематические направления будущих работ: «Военная история, рассказанная народом» (увековечение памяти земляков, изучение военной истории на местном краеведческом материале), «Культурное наследие родного края», «Домашний архив» (развитие и поощрение интереса к истории рода).
Например, ученицей 8‑го класса школы Маргаритой К. была подготовлена работа «От епархиального училища до Косинской школы: по страницам жизни Варвары Ивановны Розановой». Варвара Ивановна сорок три года проработала в Косинской школе учительницей начальных классов. Несмотря на имеющуюся о педагоге информацию в школьном музее, отсутствовал системный анализ педагогической деятельности В.И.Розановой. Это сделало исследуемую проблему актуальной. При работе над темой исследования ученица опиралась на краеведческие исследования о районе Косино. Важной частью источниковой базы исследования по теме стал, архив школьного музея, а также документы фонда личного происхождения (биографические документы: копии аттестата об окончании Московского епархиального училища; документы творческого характера: воспоминания, дневник), переданные племянницей Варвары Ивановны Любовью Ивановной Розановой. В итоге было подготовлено интересное исследование, оформлена новая тематическая экспозиция в школьном музее. Маргарита К. стала победителем межрайонного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», заняла 2‑е место на городском этапе конкурса, стала дипломантом заключительного, всероссийского, этапа, призером открытой проектно-исследовательской конференции обучающихся школ Москвы «Территория познания».
Ученица 10‑го класса Мария К. подготовила работу «Подвиг железнодорожников Перовского узла. Мой дедушка Савин Гавриил Михайлович». Актуальность данной темы очевидна. Память о Великой Отечественной войне является и сегодня важным фактором, объединяющим общество. Нравственным долгом потомков является изучение различных аспектов Великой Отечественной войны.
Объектом исследования подготовленной работы стали личный состав Перовского железнодорожного узла как составная часть единого военно-хозяйственного механизма страны, действовавшего в интересах фронта и тыла, история подвига прадеда Гавриила Михайловича Савина, дважды награжденного орденом Ленина. Важной частью источников по теме стал личный архив прадеда, составителя поездов Перовского железнодорожного узла Г.М.Савина. Работа Марии стала победителем межрайонного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», приняла участие в городском конкурсе учебно-исследовательских работ обучающихся «Бессмертный полк».
Ученицами 7‑го класса Анастасией С. и Полиной И., экскурсоводами школьного музея «История образования в Косине», была подготовлена коллективная краеведческая работа «Мой район в годы Великой Отечественной войны». Работа была посвящена родному району Косино-Ухтомский - жизни школы в годы войны, работе учеников на полях совхоза «Люберецкие поля орошения», работе Косинской трикотажной фабрики в помощь фронту. Цель данной работы заключалась в том, чтобы показать сопричастность косинцев великому подвигу советского народа, спасшего мир от фашизма.
Исследовательская работа Анастасии и Полины заняла 1‑е место на конкурсе творческих работ, посвященном 74‑летию Победы, «Связь поколений не просто слова!». Материалы исследования ученицы представили 14 февраля 2019 г. в Музее Победы Великой Отечественной войны 1941‑1945 гг., где был дан старт городскому проекту «Мой район в годы Великой Отечественной войны». Цель данного проекта - дать возможность ученикам и взрослым изучить, как жил каждый район Москвы в трудные годы ВОВ. Участие в данном проекте чрезвычайно важно. Во-первых, на исторической карте Москвы времен ВОВ не должно остаться белых пятен. Во-вторых, проект дал возможность школьникам показать свои наработки, получить в работе над своими исследованиями совет и помощь взрослых - ветеранов, педагогов, участников проекта.
Таким образом, развитие навыков проектно-исследовательской, творческой краеведческой работы обучающихся способствует совершенствованию организации и содержания обучения и воспитания. В краеведческом образовании содержатся широкие возможности поддержки и развития у детей социально значимых свойств личности, исследовательского типа мышления, критичности и самостоятельности.

Светлана НАСОНОВА,
учитель истории школы №2031, кандидат исторических наук, доцент