Экспозиционные возможности школьного музея ограничены пространством помещения. Расширению этих возможностей послужило введение в практику проведения тематических выставок. Тематические выставки в нашем музее посвящены дням воинской славы, памятным датам в истории Отечества, юбилейным датам Героев Отечества или выдающихся личностей.
Готовятся тематические выставки членами совета музея и активистами музейной работы. Проведение выставок способствует не только расширению познавательного интереса и кругозора, но и духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи.
На тематической выставке классным руководителям очень удобно провести классный час - музейное занятие, урок, экскурсию. Продолжительность такого мероприятия небольшая, поэтому мы назвали их музейными переменами.
Но одно дело, когда классный руководитель привел своих воспитанников на музейную перемену, когда нет гарантии, что всем будет интересно. Совсем другое - когда дети сами с интересом придут в музей.
Поэтому мы пошли по пути театрализации музейной экскурсии. Музейный спектакль - это не что иное, как ролевая игра. Это придает еще большую динамичность и эмоциональную напряженность мероприятию.
Клуб юных моряков военно-исторического музея Школы Новокосино, руководителем которого я являюсь, собрал ребят, объединенных общей идеей, поэтому поставить спектакль по военной тематике огненных лет не составило особого труда. Да и любого ребенка не надо уговаривать «сыграть в войну». Главное - направить игру по сценарию в соответствии с определенным памятным днем.
Создали музейную театральную студию. И первым нашим опытом стал музейный спектакль «Чесма», посвященный Дню воинской славы 7 июля 1770 года, «Победа русской эскадры кораблей под командованием графа Орлова Алексея Григорьевича и адмирала Спиридова Григория Андреевича над турецкой эскадрой в Чесменской бухте Ионического моря».
Работа над спектаклем позволила детям узнать много нового из истории государства Российского. Героизм наших моряков настолько восхитил юных артистов, что, когда по сценарию надо было сыграть сцену рукопашной схватки во время абордажного боя, никто категорически не захотел играть роль турецких моряков.
В этом году, в Год театра, решили создать и кукольный театр. Предварительно была проведена подготовительная работа: написан сценарий, распределены роли, изготовлены конструктивно сложные тростевые куклы, декорации, реквизит, пошиты кукольная военная форма и головные уборы, изготовлено кукольное оружие, построена и оформлена сцена, театральное освещение, подготовлены световые и звуковые эффекты. В школьном музее нашлось место для настоящей творческой мастерской. Когда начались репетиции, то круг желающих стать артистами стал стремительно расширяться.
В канун Дня воинской славы, 75‑летия полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады, состоялся премьерный показ школьного кукольного спектакля «Василий Теркин». Первыми зрителями стали ветераны района Новокосино, родители артистов, педагоги, которым спектакль очень понравился. «Добро» на дальнейший показ спектакля «худсоветом» получено. Спектакль длился 9 минут. Так в школе появились театральные перемены.
И опять юбилейная дата - 75‑летие освобождения Крыма от фашистских захватчиков. В музее создана тематическая выставка к этой дате. В дополнение к выставке ставим спектакль «Крымский десант». Помещение музея превратили в сценическую площадку. В качестве театрального реквизита музейные экспонаты времен Великой Отечественной войны. Свето­звуковое сопровождение (свет корабельного прожектора, шум моря, звук работающих двигателей десантного корабля и звук стрельбы) усиливает театральный эффект. Зритель находится в эпицентре происходящих событий. Дети, играя спектакль, в душе представляют себя на месте прадедов, которые защищали Родину от фашистской угрозы. А когда берут в руки музейные экспонаты - штурвал настоящего корабля или пулемет «максим», винтовку или автомат, которые были свидетелями войны, - в процессе спектакля пропускают события тех далеких лет через себя, каждый через свое сердце.
Спектакль патриотической направленности, поставленный на реальных событиях, расширяет кругозор и знание истории нашего Отечества. Такой спектакль воспитывает любовь к Родине, вызывает чувство уважения к старшему поколению, к героям. А юные зрители, посмотревшие спектакль, сами на переменках или после уроков прибегали в школьный музей, чтобы «поиграть в спектакль» по памяти. Дети сами идут в музей, где их ждет познавательное и увлекательное занятие.
Все дальше уходят страшные годы войны, но мы не должны забывать тех, кто сражался с врагом, не жалея своей жизни. Об этом хотели сказать своим спектаклем юные артисты, а также выразить слова благодарности и пожелать здоровья всем ветеранам.

Александр САЙФУЛЛИН, педагог-организатор, руководитель военно-исторического музея Школы Новокосино