Обществу необходим не просто специалист до мозга костей, но человек инициативный, активный, человек, обладающий внутренним стержнем, системой убеждений и ценностей, позволяющих правильно ориентироваться в социуме.
Воспитание - это, пожалуй, единственный инструмент, позволяющий изменить личность, а воспитательная работа в школе по своей комплексности уже стала целой наукой. Однако меньше всего нам бы хотелось, чтобы эта статья превратилась в скупой отчет о работе школы в данном направлении, у нас сегодня цель иная - рассказать об опыте новаторском и уникальном.
Все в жизни происходит не случайно, и так сложилось, что три года назад я, учитель иностранных языков, а по совместительству и руководитель пресс-службы школы №1512, оказалась на знаменитом ныне (по крайней мере, в кругу педагогической общественности) заседании Клуба учителей проекта столичного издательства «Вечерняя Москва» (ныне «Пресса в образовании»). «Дискуссионная площадка, созданная для учителей-новаторов столицы» - таким слоганом открываются ежемесячные заседания клуба.
Есть в рамках проекта «Пресса в образовании» особый раздел под названием «Открытый урок». Суть работы проста: на один урок мы заменяем учебники материалом публикации, проводя урок с газетой.
За три года плотной работы, когда в среднем раз в две недели на страницах официального сайта «Пресса в образовании» появлялись публикации о таких уроках, мне удалось сформировать в школе настоящую команду единомышленников. Так сложилось, что подавляющее количество публикаций рубрики так или иначе касаются дисциплин естественно-научного цикла, дисциплин гуманитарных, оттого-то и команда у нас сложилась вполне определенная: физики, историки да географы. Однако где-то полтора года назад мы все же смогли удивить редколлегию. И вот с легкой руки нашей школы в инфографике уроков появляется еще одна вкладка - «Классный час с газетой».
На все новое, как правило, откликаются молодые педагоги, и в нашем случае пионерами проекта «Классный час с газетой» стали учитель английского и немецкого языков Инна Сергеевна Холуева и ее «экспериментальная площадка» - 6‑й «А» класс.
Все началось с публикации о фальсификациях вокруг Великой Отечественной войны, вскоре после которой ребята совершили виртуальное путешествие с газетой по старой Москве, а совсем недавно класс рассуждал на тему популяризации среди подрастающего поколения событий военных лет. Впереди еще целый ряд задумок - благо материалов хватает!
Так или иначе газета подводит подростков к теме патриотизма. Говорить сегодня об этом с детьми становится все сложнее. Информационная среда так и склоняет общество к усвоению фальсифицированных «истин», так непросто становится отделять зерна от плевел, и разговор в ключе духовно-патриотического воспитания становится все затруднительнее. Однако он необходим.
Подросткам тяжело отличить правду от вымысла, и задача классного руководителя - научить их этому. Детям важно не просто прочитать и сказать, хорошо это или плохо, но пропустить информацию через себя, поскольку именно в этот период у детей формируется аналитическое и критическое мышление. А разговор о патриотизме - это всегда разговор вне времени.
- Помните, как в советской школе, к примеру, вместо привычного классного часа проводился урок политинформации, на котором педагог-воспитатель вел беседы об актуальных событиях в стране и мире? А библиотечные уроки? - вспоминает Холуева. - Безусловно, учитывая стремительный ритм нашего времени, работа с газетой сегодня имеет существенные отличия.
Действительно, современная пресса представляет информацию более свободно и достоверно, а литературные приемы журналистов делают тексты интересными даже для подростковой аудитории. Кроме того, возможность работать с мультимедийной аппаратурой позволяет разно­образить ход урока, внести столь любимый момент интерактивности, тем самым еще больше углубляя понимание и заинтересованность детей.
Газета - это довольно особенный информационный контент, это скорее режим онлайн, разговор «в директе», и поэтому особенно любопытно вести беседу о глобальном посредством такого необычного формата. Оттого и результат не заставляет себя ждать.
- Знаю, что именно на таких классных часах многие из ребят впервые взяли в руки газету, - отмечает учитель. - Газету читают в лучшем случае родители, а они вечно заняты делами скучными - согласитесь, так полагает сегодня среднестатистический школьник. И я как педагог и классный руководитель чувствую себя обязанной делать акцент на формировании социальной памяти у детей и, ознакомившись в свое время с характером публикаций «Вечерки», поняла, что это наша тема. Как ни странно, уверенное столичное издание является даже для детей современности определенным знаком качества. Как не присоединиться к полемике, как не задуматься о вещах фундаментальных, когда о них пишет проверенное временем издание? И они откликаются. А некоторая сложность текста - так ведь никто и не отменяет обучающий аспект. Прекрасное подспорье - умение работать с текстом.
Таким образом, на повестке дня еще одна первостепенная задача - показать и научить детей, как работать с актуальной информацией. Очень важно, по мнению Инны Сергеевны, повысить доверие к газете как источнику информации, но при этом развивать у детей информационную грамотность, научить ориентироваться в современных изданиях.
Такие нескучные классные часы действительно цепляют. Безусловно, ни один даже самый качественный материал не работает без человеческого фактора, и тут уже на сцену выходят мастерство педагога, его вдохновение. Самые каверзные вопросы, неожиданные повороты в ходе дискуссии (дети не должны расслабляться): «Что, если мы с вами сейчас окажемся на интервью с историей? О чем мы бы ее спросили?», «Что, если пришлось бы обратиться к поколениям с парадной майской площади?», «Зачем вообще нужна нашему поколению историческая память?».
- Я абсолютно убеждена, что в эпоху передвижения по виртуальным реальностям нынешним детям просто необходимо порой ощутить в руках живое дыхание газетных страниц, все еще пахнущих типографской краской, - заявляет Инна Сергеевна. - Они же новички в этом мире, а значит, нам формировать их сознание, и каким оно будет - лично я чувствую за это свою полную ответственность. Одной из главных задач классного руководителя является воспитание патриотизма, и в этом мое твердое убеждение. Наша работа с газетой - это выбранный мною путь формирования у детей истинных ценностей. Едва ли обычная лекция «на тему» способна сегодня зацепить современного школьника. Лично для меня материалы «Прессы в образовании» - это всегда методическая находка. Каждый раз, читая статью перед подготовкой классного часа, я понимаю, что мне придется лишь добавить иллюстраций. Добавляется видео-, фотоконтент, мы читаем, копаемся, разбираем... Дети не захотят рассуждать, когда предмет скучен и пресен, чего никак нельзя сказать о наших классных часах.
И вновь возвращаясь к теме патриотического воспитания, мы возвращаемся к его назначению. Это воспитание чувства сопричастности к своей стране, готовность ответственно выполнять роль человека и гражданина, и почему бы не начать этот путь со знакомства ребят с богатейшей историей Родины? Выбранный формат делает работу неподражаемой и уникальной. А все необычное, как правило, увлекает.
Работа будет продолжаться, энтузиазм педагога и отклик детей - надежный тому залог. И в таком случае есть надежда, что практика таких уроков разовьет у детей привычку читать регулярно и быть в курсе того, чем живет их страна.

Мария КОБЫЛИНСКАЯ,
учитель иностранных языков, руководитель пресс-службы школы №1512, постоянный член Клуба учителей проекта
«Пресса в образовании»