В августе, получив классное руководство, часы физики, информатики и проектной деятельности, я оказалась перед необходимостью разобраться, чем именно отличается преподавание в инженерном классе от работы в обычном профильном физико-математическом классе.
Главная цель инженерного класса - создание условий для мотивации детей на получение в дальнейшем инженерного образования. Как это сделать? Как замотивировать современных подростков на знакомство с основами профессиональной деятельности? Как включить в работу над проектами?
Детей и родителей данного класса я не знала. Начала с проведения родительского собрания. Рассказала родителям о перспективах и возможностях проекта, об условиях поступления в вузы технической направленности. Получив их поддержку, постаралась заинтересовать детей: для этого в первую очередь организовала цикл экскурсий по техническим вузам и предприятиям. К концу октября ребята в основном определились с выбором условных профессий. Этому способствовали и занятия в кружке «Тропинка в профессию». Следующим непростым этапом работы стало распределение ребят (с учетом их выборов) по кафедрам вузов для ведения проектной деятельности, причем так, чтобы складывалась система: кружок - элективный курс - проектная работа - направление предпрофессионального экзамена.
А дальше - будни, текущая работа: бесконечные согласования, общение с детьми, поддержка, решение вопросов и проблем с преподавателями вузов (а их, поверьте, было немало!). В школе на уроках по проектной деятельности изучали основы: типы работ, структуру, задачи теоретической и практической частей, работали над теоретической частью (а она во всех работах, естественно, разная); в вузах занимались практической реализацией. В декабре провели первую предварительную защиту проектов. Проанализировали ошибки, определились с формулировками тем и направлениями работы.
Параллельно работе с проектами продолжали экскурсионную деятельность - ездили на кафедры вузов и предприятия, а еще посещали мероприятия «Суббот московского школьника», участвовали в различных олимпиадах и конкурсах. Все вместе непросто! Было все: и срывы, и отчаяние («Надоело!», «Не получается!», «Не хочу больше!»). Но большинство ребят, преодолевая себя, все больше и яснее понимали, зачем нужна такая работа, понимали, что она продвигает их вперед.
На родительское собрание в декабре пригласили представителей от высшей школы. Они рассказали родителям, какого результата ждут от ребят, каких хотят видеть абитуриентов, еще раз пояснили особенности приема на технические специальности, специфику целевого приема, ответили на множество вопросов родителей. Эта встреча прояснила многое: родители услышали из первых уст много нового для себя, ведь большинство из них опирались на собственные представления о поступлении. Теперь перспективы и направления работы стали понятны и им тоже - так мы получили дополнительную, еще более активную поддержку родителей.
В феврале состоялась итоговая защита проектов. Она дала возможность скорректировать недочеты, а также определиться с участием в конкурсах. И вот начиная с марта первые успехи - первые призеры и победители конкурсов! Для тех, чья очередь участия еще не подошла, это стало дополнительным средством мотивации. Теперь практически все хотели (и работали на это!), чтобы и их проекты получили высокую оценку специалистов. И это в очень большой степени получилось. Не буду перечислять наши победы - в конечном счете суть не в них. Просто внешняя оценка труда учеников показала им, кто и чего стоит как человек - творческий, целеустремленный, волевой или совсем наоборот.
За год мы с ребятами смогли полностью погрузиться в тему инженерного образования, нашли области их интересов, которые сосредоточились вокруг четырех направлений: инженерная графика, программирование, физика и технология, робототехника. В этом учебном году мы будем с помощью кружков и элективных курсов развивать эти направления.
И лето мои ребята тоже провели активно: они записались в летние школы при вузах. Многие проходили обучение на онлайн-площадках. Совместной работой с вузами мы добились главного: ребята знают, кем они хотят быть и что им для достижения цели нужно делать.
Одним из условий организации предпрофессионального инженерного образования является трехсторонний договор: школа - вуз - потенциальные работодатели (представители промышленности). Наша школа подписала договоры с МАИ, МИСиС, МИРЭА, ВШЭ, МГТУ и в качестве партнеров-работодателей - научно-производственным объединением «Орион», компанией Oracle… На базе школы открыты Сетевая академия Cisco (Cisco Networking Academy) при МГТУ имени Н.Э.Баумана, академия цифровой грамотности Oracle. Дети обучаются на платформах Stepik и Coursera. Именно это направление работы - тесное сотрудничество с партнерами - является главным, определяющим отличием инженерного класса от профильного. Наши ученики не только получают углубленные знания по предметам технического цикла, но и ищут сферы их применения, знакомятся с профессиями, получают возможность реализоваться в качестве исследователей, конструкторов, ощутить радость заслуженной победы, достигнутого своим трудом результата.
Думается, что все это вместе открывает поистине безграничные возможности для школьного образования, поскольку отвечает запросам времени во всем, включает в активный процесс и учащихся, и родителей, и нас, учителей, - подстегивает, стимулирует, обязывает, организует. Но самое главное - конструктивно и продуктивно продвигает подрастающее поколение к осознанному, ответственному выбору профессии - важнейшей составляющей жизни каждого человека.

Ирина ПАЛЬЧИКОВА,
учитель физики и информатики школы №2127