Именно эти аспекты конкурса стали для меня определяющими, и я приняла решение заинтересовать своих ребят и включиться в соревнование. Я предложила им для освоения компетенцию «Аэрокосмическая инженерия» (Aerospace engineering). Это направление в инженерии, которое занимается вопросами создания летательных и космических аппаратов. Мне показалось, что на стыке фантастики и реальности дети смогут найти для себя интерес для самореализации.
Поскольку KidSkills для нас дебютное состязание, я понимала, что победа очень далека. Но готовиться к конкурсным испытаниям нужно с прицелом на победу, ведь это еще одно средство мотивации. Как мы готовились к московскому чемпионату KidSkills? Во-первых, большая проблема - определить состав участников. И здесь мы столкнулись с особенностью поколения «цифровых детей» - стремление к быстрому успеху. И даже если в процессе подготовки пробудился интерес, то становится очевидно, что одного желания даже самого умного ученика недостаточно. Важно иметь в союзниках активного родителя, который видит перспективы своего ребенка и хочет ему помочь в развитии. Итак, с моей подачи благодаря желанию детей и энтузиазму родителей мы сформировали команду: Александр и Ульяна. Получилась хорошая связка, в которой четко распределились роли: девочка - «креативщик» (генератор идей), а мальчик - «инженер».
Началась работа. Дети с родителями приняли участие в четырех специальных мастер-классах «Сто дорог - одна твоя», которые организовывал Московский городской методический центр. На них ребята научились работать в компьютерной программе OpenRocket, которая дает возможность создавать виртуальную модель ракеты с различными характеристиками. Благодаря работе в этой программе и изучению устройства ракеты мы научилась достигать четких результатов по оцениваемым критериям. Итоговой работой отборочного этапа чемпионата являлось создание презентации по теме выбранной компетенции. Это была творческая деятельность всей команды.
Конкурс был представительный: около полутора тысяч претендентов. Мы успешно прошли дистанционный этап и вышли в полуфинал ста команд. Это был радостный момент. Ребята поверили в свои силы и стали гордиться успехом. Кроме того, они часто тренировались, занимались дома, совершенствуя свои умения.
Полуфинальный городской очный этап чемпионата проходил на образовательной площадке 1‑го МОК в несколько потоков. Конкурсные задания включали в себя необходимые компетенции soft skills и hard skills. Hard skills - это профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Soft skills - это универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с опытом.
В полуфинале командам необходимо было самостоятельно, без участия наставников, в пределах конкурсного времени спроектировать в компьютерной CAD системе OpenRocket ракету по заданным параметрам. Вторым этапом задания была симуляция ее полета. Эксперты следили за оцениваемыми критериями: строение и масса ракеты, корректность графиков высоты ее полета, ускорения и скорости. Причем анализировались не только корректность и грамотность выполнения заданий (hard skills), но и работа в команде (soft skills).
Как рассказали ребята, задание оказалось для них неожиданным, они не прорабатывали такие варианты на мастер-классах и тренировках. Даже не сразу удалось запустить ракету. Но они боролись, пробовали различные варианты компоновки ракеты. И виртуальная ракета все-таки взлетела, но не смогла набрать заданной высоты.
Участие в полуфинале было сложным, волнительным, но очень полезным и интересным. В результате всего 20 команд вышли в финал. Финалисты отрабатывали несколько модулей, выполняемых последовательно, в течение двух дней соревнований.
Итоги конкурса для нас: стало понятно, что с наскока не решить нетипичные задачи. Необходимо много работать над повышением уровня своих умений. Дети заинтересовались возможностями освоения космоса и приблизились к пониманию сути профессии инженера. У участников команды вырос авторитет в классе, поднялась самооценка.
Интересным оказался и эффект единения всего класса. Одноклассники живо интересовались успехами ребят, переживали за них и обсуждали подробности. У многих возникло желание попробовать свои силы в подобных соревнованиях. А еще в процессе изучения компетенций школьники узнают о роли нашей страны в истории освоения космоса, что позволяет им гордиться своей Родиной.
Нам очень понравилось участие в Московском детском чемпионате KidSkills, и на следующий год мы с учетом полученного опыта настроены побеждать.

Надежда БЕДНЯГИНА,
учитель начальных классов школы №2127