А действительно, что такое доброта? По нескольку раз в день дети слышат и в детском саду, и дома правильные слова: «Не дерись, не делай больно! Поделись игрушкой, не будь жадным! Не ломай ветки - это нехорошо!» Фразы звучат, а не торопятся детки делиться, дружить, не ломать. Зато как часто слышится: «Я! Мое! Не трогай! Отойди!»
Как помочь разобраться в таком сложном и пока еще непонятном мире нашим малышам? Как объяснить именно сейчас, когда тебе верят безоговорочно и навсегда просто потому, что ты взрослый? Эта высочайшая степень доверия заставляет меня взвешивать каждое слово, каждое замечание и одобрение. Я уверена: каждое слово выполняет свою работу - разрушительную или придающую силы маленькому человеку.
Вот, например, ситуация, с которой сталкиваются все воспитатели каждое лето. На участке выросли первые одуванчики. Красота! Моя ребятня увидела их издалека - бегут, не догонишь! Что сделали первым делом? Правильно, сорвали все цветы за секунду! Я молчу, наблюдаю. Бегают по участку, показывают цветы друг другу, считают, кто больше успел сорвать. Нюхают, носы желтые, смеются. Здорово! Жду. Через некоторое время восторг угас. Бродят по участку, куда сорванные цветы деть, не знают… Кто-то первый бросил их на землю, все за ним. Пора вмешаться! Позвала моих «ботаников» на веранду. Рассказываю историю, придумывая прямо по ходу происходящего… «За забором одного детского сада выросла летом большая семья одуванчиков. И каждый день они наблюдали за тем, как дети на прогулке весело играли, пели песни, рисовали мелом на асфальте. «Какие замечательные, добрые и дружные ребята», - разговаривали между собой одуванчики на своем цветочном языке. Но на участке в саду не росло ни одного цветочка. И решили одуванчики, что рано утром, как только встанет солнышко, самые смелые из них переберутся на участок в саду и будут там расти, украшая собой зеленый газон и радуя детей. Так они и сделали…»
А потом я спросила у детей, как они думают, что было дальше в этой истории. Продолжений было много. И что другие цветы перебрались на участок, и что дети стали играть с цветами. И только одна девочка, посмотрев на свои уже поникшие одуванчики, негромко произнесла: «Дети сорвали все цветы…» Все посмотрели на свои уже увядшие букетики. О чем они думали? Поняли ли, о чем рассказ? Живые детские души взрослели на моих глазах. Подвела их к забору, за которым желтели на клумбе сочные, упругие цветы. «Смотрите, и наши одуванчики могли бы быть такими же. Но теперь уже поздно. А вам не кажется, что наши цветы говорят на своем цветочном языке? Прислушайтесь, что вы слышите?» Я не ругала ребят, не читала им нотации и нравоучения. Я дала возможность осмыслить их поступок и его последствия. И все получилось! Они поняли, о ком и о чем был мой рассказ. Из общего гвалта слышалось: «Давайте их посадим в землю! Давайте отнесем за забор! Я слышу, что одуванчику было больно, когда я его срывал!» Эмоции честные, глаза у каждого нараспашку. Вот так простые цветочки совершили серьезный поворот в душах детей. Одуванчики были торжественно унесены в группу и поставлены в стакан с водой. И еще долго я замечала, что каждый ребенок смотрит на них по-особенному, серьезно. А потом, когда пришло время, одуванчики были засушены между страницами толстой книги и из них была сделана картина. Это было прошлым летом. И знаете что? С той поры ни один цветок, ни один листочек на участке не пострадал от шаловливых рук моих замечательных детей!
А еще расскажу, как удалось сохранить живыми всех муравьев, жуков и бабочек на нашем участке детского сада. Это история о познании детьми мироустройства и их места в нем. Случилась она в их первую детсадовскую осень. Прогулка. Все интересно: новые игрушки, новые друзья, новые игры… Смотрю, облюбовали мои детки место под старой липой. Сидят на корточках, притихли, что-то копают. Подозрительно тихо. Решила посмотреть. Батюшки мои! Наловили муравьев, посадили в зеленое ведро и рассматривают «с пристрастием»! В ход идут совки и палки. Понятно, что над объектами исследования нависла реальная угроза, надо спасать! Погрозить пальцем и сказать дежурное: «Ребята, это нехорошо!» - не выход. Надо придумать что-то близкое и понятное детям, однозначно правильное в их понимании.
Все придумалось само собой, когда глядела на бедолаг в зеленом ведерке. Моя история звучала примерно так. «Под старой раскидистой липой жили муравьи. Старый дедушка-муравей, неповоротливый и важный, хлопотунья бабушка, а еще мама и папа, молодые и трудолюбивые. Все они занимались очень важным делом. Муравьи рыхлили почву, рыли подземные ходы, которые помогали липе лучше дышать. За это дерево было им очень благодарно. И вот в один прекрасный летний день у папы и мамы родилась дочка. Только я не знаю, как ее назвали! («Катя! Ее назвали Катей!» - радостно закричала наша заводила Катюша.) Хорошо, на свет появилась муравьишка Катя. Все ее любили, особенно дедушка-муравей. И росла наша Катя не по дням, а по часам. Пришло время отдать ее в муравьиный детский садик. Это было для всей семьи очень волнительно и важно. Бабушка даже чуть не заплакала, вот как волновалась! Все вместе они проводили маленькую Катю в муравьиный сад, который находился под этой самой липой. А сами отправились домой, в свою муравьиную норку. А теперь загляните в ведро. Кого вы поймали? Может, это Катины мама и папа? Кто же тогда заберет малышку-муравьишку из садика? Теперь наша Катя навсегда останется там и никогда не попадет домой?»
Зеленое ведерко было тут же осторожно перевернуто, муравьи быстренько разбежались кто куда. И мы еще долго наблюдали за хлопотливыми насекомыми. А когда дети обнаружили целую муравьиную дорожку на асфальте, все столпились около нее и комментировали: «Смотрите, смотрите, это они в свой детский сад идут, своих муравьишек-малышек забирать! Осторожно, не наступите!» И никто даже не попытался наступить, раздавить муравьев. Это же семья муравьишки Кати! Как их можно обидеть?
Потом истории про муравьиную семейку сочинялись еще и еще, жизнь муравьев обрастала новыми подробностями. Мне же было важно дать понять ребятам, что все вокруг живое, все растет и дышит, и человек не вправе нарушать это хрупкое равновесие.
О чем я хотела сказать? О том, что нам, взрослым, образованным и все-все знающим, так легко впасть в занудство, в нотации, авторитарно доказывать, что правильно, что нет. И мы «заточены» на получение детьми знаний. Но вырастить из ребенка человека доброго, сердечного и отзывчивого, человека, который хочет и может отвечать за свои поступки, куда труднее и нужнее, чем вырастить всезнайку.
Начался новый учебный год. Дети возвращаются из «свободного плавания» подросшими и загоревшими, вобравшими в себя очередное лето своей жизни, готовыми к новым открытиям, удивлениям, ошибкам и новым историям…Эй, друзья, не взрослейте слишком быстро, мне еще так много нужно вам рассказать!..

Мария МОРГУН,
воспитатель школы №2127