В процессе изучения имени прилагательного в 6‑м классе учащимся было предложено проследить историю появления тех прилагательных, которые кажутся исконно русскими: например, добрый, сердитый, длинный. Исследования предлагалось выполнять по плану:
- когда это прилагательное появилось в русском языке, в каких родственных языках оно сохранилось до сих пор;
- какие лексические значения и оттенки значений оно имеет;
- в каких жанрах устного народного творчества (пословицах, загадках, песнях) оно употребляется, каково его лексическое значение;
- употребляется ли слово в современной поэзии, прозе (привести примеры).
Защита работ осуществлялась на итоговом уроке по теме. Выполненные исследования позволили говорить о группах славянских языков, изменении оттенков значений слов в них и фонетических явлениях с точки зрения исторической грамматики, стилистических особенностей употребления слов. Наиболее ценными являются общие выводы, к которым пришли ученики: некоторые слова живут в их родном языке с XI века (добрый, злой, довольный, гладкий), значит, много поколений людей употребляло их в своей речи, следовательно, и нам надо беречь свой язык для будущих его носителей. Немаловажно, что данный вид работы способствовал повышению само­оценки учащихся, позволил по-новому посмотреть на результаты учебного труда.

Задания личностной значимости
В 9‑м классе на итоговом повторении лексики ученикам было предложено подготовить мини-исследования на одну из изученных в разделе тем. Интересными для выпускников основной школы оказались темы, связанные с заимствованиями в русском языке, причем каждый выступающий исследовал заимствования из того языка, который изучает в качестве второго или третьего (немецкого, французского, японского), преследуя при этом прагматическую цель - подготовка к поступлению в вуз. Ребята не просто перечислили заимствованные лексические единицы, но и проследили, в какие исторические периоды и в связи с чем они возникли в русском языке, выявили различия в фонетических и семантических особенностях слов. Интерес у одноклассников вызвало также исследование ученицы (будущего врача), построенное на изучении трех родственных слов: врач, врать, оратор. Ученица в своем исследовании коснулась не только грамматики русского языка, но и морально-нравственных и профессиональных качеств врача, носителем которых она в будущем станет, посвятив себя выбранной профессии (врач должен убедительно говорить, вещать, быть оратором - лечить словом, предсказывать течение болезни). Как оказалось, информация об этих качествах заложена в значении исследуемых слов. Согласитесь, важный вывод, а ценность его - в личностной значимости для обучающегося.
Для некоторых учащихся интересными оказались темы прикладные: например, составление толкового словарика профессиональных жаргонизмов футболистов, программистов.

Можно ли исследовать
одно слово?
Иногда учебные исследования, выполненные на уроке или в качестве домашней работы, перерастают в полноценные исследовательские работы, с которыми ученики выступают на городских научно-практических конференциях, становятся победителями. Например, исследование девятиклассницей слов пурпур, пурпурный в русском языке. Проанализировав лексикографические издания, материалы Интернета, ученица пришла не только к определенным научным выводам, касающимся происхождения и функционирования слов, но (что самое ценное!) выявила зависимость социальных и лингвистических процессов.
Благодаря этой работе, которая рассказывала о том, что краска, добываемая из моллюсков, была дорогостоящей, одежду, выкрашенную в пурпурный цвет, носили только богатые, сановные люди, что повлекло за собой и особое отношение к слову, а особый смысл слово приобрело в советское время, так как символизировало идеологию молодой страны, и сама исследователь, и ее одноклассники убедились, что жизнь языка и жизнь общества очень тесно переплелись, язык зачастую, как зеркало, отображает закономерности социального развития.

Можно исследовать
даже одну букву!
Работа шестиклассниц «Буква ё: сохранить или отказаться?» выполнена на основе лингвистических экспериментов, сценарии которых были придуманы самими же исследователями, и анализа лексикографических изданий. Выполнив работу, они пришли к заключению о том, что, несмотря на наличие норм и правил, регламентирующих употребление буквы ё, она не всегда используется в печатных текстах, в том числе в школьных учебниках.
Пренебрежительное же отношение в печатных текстах к букве может привести к смысловой путанице. Например, они привели пары слов, для различения значения которых буква ё просто необходима, чтобы не попасть в анекдотическую ситуацию: например, маркер (фломастер) и маркёр (лицо, инструмент); солитер (бриллиант) и солитёр (червь-паразит). Согласитесь, очень актуальное исследование в связи с введением в качестве обязательного устного экзамена по русскому языку!
Пожалуй, никто не сомневается, что современный русский язык живет и развивается очень интенсивно. Знакомство с лексикографическими изданиями, организация исследовательской деятельности с использованием разных словарей позволяет понимать, что в нем происходит сегодня. При этом, как показывает практика, словари - это еще и средство овладения духовными ценностями, знакомство с культурой и традициями народа - носителя языка, развития способности вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, занимать собственную позицию.

Татьяна СКОРОМНАЯ,
учитель русского языка и литературы школы №2026, заслуженный учитель РФ