Путь к победе был трудоемким и требовал длительной подготовки, в которой были задействованы помимо самих участников педагоги ОБЖ, смежных предметов и администрация школы. Изначально в школе №2036 была подготовлена почва, на которой можно было начать растить будущих победителей олимпиады по ОБЖ. Это создание материальной базы для проведения дополнительных занятий, и особенно практики. Школой было закуплено необходимое оборудование, позволяющее отрабатывать самые популярные и самые редкие практические задания олимпиадных туров разных лет. Активная работа педагогов по реализации межпредметных связей позволяла закреплять полученные на ОБЖ теоретические и практические знания на других предметах (биология, обществознание, физкультура, химия). Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам являлось создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у учащихся. Школа №2036 успешно участвует в проектах «Медицинский класс в московской школе» и «Кадетский класс в московской школе», что также позволяет учащимся получать дополнительные знания при подготовке к олимпиаде.
Главное условие успешного участия в олимпиаде - это система изучения предмета, которую выстроил учитель. Одним из самых важных моментов является отбор учеников, которые смогут защитить честь школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Здесь серьезным моментом является наличие желания участвовать в олимпиаде у самого учащегося. Только при наличии такого желания процесс подготовки будет успешным. Заинтересовать учащегося, вовлечь его в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки - это задача учителя.
Данная работа состоит всегда из нескольких этапов:
1. Найти одаренного ученика.
Задача учителя - заметить ребенка, у которого есть задатки и познавательный интерес к предмету, мотивация, желание побеждать и трудолюбие. При наличии этих качеств ребенок может стать потенциальным участником олимпиад. Педагог ОБЖ должен в процессе подготовки к олимпиаде укрепить познавательную активность ребенка, всячески поддерживать его мотивацию к победе, а также учить элементам тайм-менеджмента, который позволит правильно распределять время между учебной нагрузкой и дополнительными занятиями, связанными с подготовкой к олимпиаде.
2. Внеурочные и дистанционные занятия по подготовке к олимпиаде.
Как известно, Всероссийская олимпиада школьников включает в себя четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый из которых состоит из теоретической и практической части. Подготовка учащихся школы по предмету ОБЖ проводится на протяжении всего учебного года и включает несколько направлений.
В начале года, перед школьным этапом, проводится входное тестирование детей, желающих принять участие в олимпиаде, и определяется уровень начальных теоретических знаний по предмету, а также физические способности, поскольку олимпиада по ОБЖ требует от участника отличной физической подготовки.
По итогам школьного этапа согласно набранным баллам определяются участники муниципального этапа, которые включаются в состав сборной школы, и с ними уже достаточно углубленно проводится подготовка. Как минимум три раза в неделю во время внеурочных занятий учащиеся разбирают материалы олимпиады прошлых лет, изучают разделы предмета, включая и нормативную базу. Помимо большого объема теоретической информации ребятам приходится осваивать практические навыки и умения по предмету. Для успешной подготовки к олимпиаде важен правильный подбор литературы. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать почти невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. Полезными для ученика являются научные статьи различных авторов, поскольку они подкрепляют теорию практикой на конкретных примерах, что не только помогает ученику лучше усвоить теоретический материал, но и выводит его на новый уровень подготовки, когда он сам может выступить в роли эксперта по анализу той или иной ситуации. Кроме того, мне, как учителю-тренеру, необходимо постоянно в системе накапливать теоретический и практический материал для учеников.
Дистанционные занятия по подготовке в последнее время стало возможным осуществлять благодаря активному внедрению Московской электронной школы. Ребенок может самостоятельно выбрать и изучить разработанный сценарий урока по заданной тематике и тем самым сократить время на поиск информации.
3. Важным направлением подготовки к олимпиаде является участие детей в учебно-тренировочных сборах, организованных Центром педагогического мастерства Департамента образования и науки города Москвы, где под руководством тренеров сборной Москвы по ОБЖ учащиеся дополнительно получают необходимые навыки и умения. Эффективная отработка практических навыков осуществляется в командных соревнованиях, что не только дает возможность усовершенствовать практические навыки и умения, но и позволяет участникам почувствовать себя единой командой.
Эти подготовительные этапы дают возможность учащимся уже к региональному этапу олимпиады иметь высокий уровень теоретических и практических знаний. В этом учебном году упорство, нацеленность, одаренность учащихся Елизаветы Тороп, Глеба Никитича и Артема Иванова, Сергея Ильина и Ильи Конова и систематическая работа преподавателей ОБЖ школы №2036 привели их в сборную Москвы по ОБЖ и в дальнейшем к победе на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в Нальчике.
Елизавета Тороп стала победителем среди 9‑х классов, причем надо отметить, что Лиза стала второй по России в общем зачете, пропустив вперед также представителя Москвы. Глеб Никитич и Артем Иванов стали призерами среди 10‑11‑х классов. Сергею и Илье немного не хватило до победы. Успех ребят - это в первую очередь их успех, который зависит напрямую только от их усердия, упорства, целеустремленности и, конечно же, способностей, но за этой победой стоят ежедневная работа и профессионализм всего коллектива школы №2036.

Сергей НАБАТОВ,
преподаватель ОБЖ школы №2036