Это продолжение уроков русского языка и литературы. Во время работы над пьесой происходит более детальный разбор литературного произведения, представленных в нем образов, совершенствуется техника речи и приобретается навык правильного говорения. На занятиях посредством скороговорок и чистоговорок студийцы учатся четкости произношения, тренируют подачу звука, знакомятся с мелодекламацией, обучаются эмоциональному окрашиванию в художественном чтении. В будущем это позволит ребенку стать уверенным спикером и быть услышанным обществом.
Работа актера над собой начинается с тренировки собственного тела, а значит, включает в себя физические упражнения, которые развивают ловкость, меткость, мелкую моторику. Воспитанники театральной студии «Энергия» за четыре года обучения легко справляются с сольным и парным жонглированием. Пластические упражнения и этюды снимают психологическую напряженность и мышечные зажимы, способствуют пластической выразительности и развитию двигательных способностей детей.
Театр и музыка всегда были неразлучны! Музыка настраивает актера на работу, а зрителя - на действо. Но чтобы успешно сосуществовать с музыкой на сцене, актерам нужно научиться ее слышать - отличать лирическую музыку от динамичной, уметь двигаться в такт музыке и против такта. Старшая группа театральной студии работает над музыкально-пластическими этюдами, где необходимо совершать последовательность действий каноном. Такие упражнения развивают внимание, учат взаимодействию во время командной работы. При постановке литературно-музыкальных композиций или мюзиклов юные актеры пробуют себя в хоровом и сольном пении, знакомятся с основными понятиями в хореографии, готовят к спектаклям небольшие танцевальные композиции.
Работа с детьми в театральной студии спланирована по методу «от простого к сложному».
Каждый год мы возвращаемся к повторению пройденных тем, но переходим на следующий этап сложности, используя для работы иные упражнения. Таким образом, у воспитанников не пропадает интерес к занятиям. Наоборот, мы вместе открываем для себя что-то новое и удивительное в мире театра.
В 2018‑2019 учебном году для студийцев, желающих изучать театральное искусство на углубленном уровне, был создан проект «От увлечения к профессии. Актер театра». В рамках этого проекта проводились занятия по истории театра, индивидуальные уроки сценической речи, осуществлялись поездки в театральные музеи и на мастер-классы в театральные вузы столицы и, конечно, посещение спектаклей московских театров, а также Театра юного зрителя и Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге.
- Этот год обучения стал для меня настоящим подарком, - говорит участница проекта Кристина. - На занятиях мы работали над развитием речевого слуха, учились чувствовать время и правильно пользоваться актерским пространством, работали с предметами. Самыми интересными для меня стали занятия по освоению элементов биомеханики В.Э.Мейерхольда. Благодаря занятиям я научилась чувствовать стихи и прозу, стала лауреатом городского конкурса «Ступени Олимпа» в номинации «Художественное чтение». В дальнейшем я хочу связать свою жизнь с театральным искусством. Я уверена: все, что я узнаю сейчас, мне очень поможет в будущем!
Помимо обучающей составляющей занятий театральным искусством есть и еще одна, быть может, даже более важная - мы учимся быть людьми! Учимся дружить, ведь театр - дело коллективное, и без дружбы и взаимоуважения работу команды не построить! Учимся быть внимательными, проявлять участие и подставлять плечо. Учимся любить! И не только людей, но и то дело, за которое беремся.

Елена ГРИНИК,
педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Энергия» Школы Новокосино