Сохраняя традиции воспитательной работы
Школьный возраст в рамках воспитательной работы является благоприятным для освоения задач в сфере изучения образовательных программ, развития социальной компетентности, изучения особенностей и интересов обучающихся, а также обеспечения позитивных межличностных отношений всех участников образовательного процесса.
Учебно-воспитательное пространство нашей школы не только планомерно создает благоприятную среду для индивидуальной работы со школьниками, но и ежедневно движется в сторону развития творческого начала ребят. Это позволяет увидеть социальные перспективы взрослеющего ребенка и при необходимости оказать ему помощь.
Развивая детский интеллект, в том числе предоставляя ребятам школьную кружковую деятельность, в дальнейшем имеющую отношение к профессиональной направленности детской личности, коллективу педагогов школы удается ориентироваться не только на учебный результат, но и на комплексную систему отсутствия принуждения в общении обучающихся. Для этого в образовательной организации функционирует служба школьной медиации, поскольку при отсутствии коммуникативных умений ребенок не может получать позитивные эмоции от обучения, не может довериться сверстникам и учителям.
Разрешение конфликтов в школе
Участие и поддержка больше всего требуются ребятам во время конфликтных ситуаций. Конфликты в школе - неизбежное явление. И явление уникальное, поскольку любой спор никогда не повторяется. Темы конфликта и состав участников могут быть самыми разными, а сами противоречивые ситуации протекать незаметно для окружающих или разгораться стремительно.
Часто споры предоставляют возможность дальнейшего личностного роста, поскольку дети учатся отстаивать собственную точку зрения, позволяя педагогам увидеть самое ценное для ребят. Наиболее распространенными школьными конфликтными ситуациями являются борьба за авторитет, несоответствие характеров, столкновение разных мнений, множественные обиды и непонимание, оскорбления, неразделенная симпатия.

Доверие, открытость и конфиденциальность
По признаниям ребят, им очень часто не хватает уверенности в своих силах. Или обида и подсказки не состоящих в данном конфликте обучающихся не дают трезво оценить ситуацию и прийти к какому-либо конструктивному решению. Ярко выраженные конфликты, как правило, происходят «благодаря» обидам и прямым оскорблениям. Например, в подростковом возрасте еще недостаточно терпимости к окружающим. И школьники не умеют скрывать свои чувства, желая выяснить все о сложившейся ситуации немедленно, подчас вовлекая ранее не задействованных в конфликт. Они не знают, как бороться с собственными тревожностью и недоверием. Конечно, при этом страдает поступательно выстраиваемая воспитательная работа учителей школы.
А поскольку процесс обучения в школе структурированный, требуется быстрое и правильное разрешение споров, и нейтральным помощником в подобной ситуации выступает медиатор.
Медиативный подход в рамках учебного процесса основывается на поиске конструктивных решений, а не на выявлении правых и виноватых. Служба школьной медиации не ставит во главу угла помирить детей. Главное - разобраться с причинами, чувствами, постараться услышать другого человека, взять ответственность за собственные поступки.
В доверительной обстановке при условии сотрудничества обучающиеся с участием медиатора добровольно разрешают конфликтную ситуацию.
Не все участники конфликта могут согласиться на медиативную встречу. В таких случаях возможны раздельные встречи по желанию сторон. Ребята стремятся найти решение по налаживанию коммуникации с другой стороной спора. Они знают, что медиатор нейтрален, беспристрастен и участники конфликта для специалиста равноправны. Вся информация остается у собственников конфликта и медиатора. Разглашение спора возможно только по их желанию. Например, часто дети хотят поделиться особенностями конфликта с родителями или с классным руководителем, остающимся неравнодушным в подобных ситуациях.
Вовлеченность взрослых непосредственно в разрешение споров при необходимости также присутствует. Ребенок, семья и школа часто функционируют как единый организм.

На другом берегу - без конфликта
В рамках разрешения школьных конфликтов одним из инструментов является поиск способов конструирования предпочитаемого будущего: в форме интервью - свободной беседы на тему конфликта ребенка. В ходе интервью, ориентированного на решение, появляется подробная информация о причине действий ребенка в конфликте, о его отношении к конфликту и поиске возможных выходов из него. Беседы могут быть экстернализующими - предпочитаемые школьником отношения, не затрагивающие саму проблемную ситуацию. То есть ослабление влияния ситуации на чувства школьника.
Все беседы построены на принципах медиации - добровольности, равноправии сторон, нейтральности, беспристрастности и конфиденциальности. Подробные беседы о последствиях или возможных способах развития спорной ситуации помогают школьнику развивать способность прогнозировать.

Из трудностей - в задачи
Выявление ресурсов в процессе обучения и воспитания «для успешного завтра» важно в школьном возрасте. Обучающиеся планируют и прогнозируют собственные действия. Но их масштаб в силу возраста небольшой. Школьники не обдумывают поступки, их правильность или неправильность, сосредотачиваясь на «альфе» и «омеге», то есть сути сделанного. Дети принимают решения, основанные на личных ценностях или интересах. Иногда их действия требуют немного внимания. Другими словами, им необходимо сотрудничество, опора для дальнейшего развития и уверенной реализации задуманного.
Используя медиативный подход с детьми в школе, важно иметь представление о конечном результате каких-либо шагов или мероприятий. А трудности воспринимать как задачи, которые можно успешно разрешить!

Елена АЛЕКСАНДРОВА,
педагог-психолог Школы Новокосино