Деятельность классного руководителя - это целенаправленный, планируемый процесс. И этот процесс включает в себя психолого-педагогические основы работы с детьми, а также с их родителями. Такие основы требуют от классного руководителя владения соответствующими навыками.
Подобные навыки общения с детьми и их родителями в наше время можно получить на всевозможных курсах повышения квалификации. К счастью, на рынке образовательных услуг существует огромное количество подобных предложений на любой вкус. Такие курсы помогают не только начинающим классным руководителям взаимодействовать с детьми и их родителями, но и уже опытным педагогам научиться чему-то новому.
Казалось бы, что нового может быть в процедуре общения и взаимодействия? Чем можно дополнить свои знания, полученные 20‑30 лет назад? И, самое главное, какие ранее не известные практические навыки можно приобрести на подобных курсах? Время не стоит на месте, и с каждым годом появляется все больше и больше нововведений, техник и всевозможных тонкостей в работе классного руководителя. Поэтому уместно отметить, что современный классный руководитель должен идти в ногу со временем и владеть многими новейшими техниками и приемами общения. Именно это отличает классного руководителя «тогда» от классного руководителя «сейчас», и именно такие специалисты более востребованы в любой образовательной организации.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает контакт с родителями. Сегодня существует очень много способов для общения. Это могут быть личный сайт учителя, электронный журнал, электронная почта, социальные сети, мессенджеры. Не стоит забывать об этих платформах и принимать их во внимание при планировании своей работы, так как это не только значительно экономит время работы классного руководителя, но и делает его работу намного эффективнее.
Однако это не все, что необходимо знать нам, классным руководителям, для того чтобы установить грамотный контакт с родителем ребенка. Существует множество полезных, казалось бы, мелочей, о которых ранее мы, скорее всего, даже не догадывались. Например, что и как нужно говорить родителю, если он пришел к нам раздраженный, как грамотно задать ему вопрос, чтобы не спровоцировать его на еще больший выплеск эмоций, какие слова или выражения нам в этом помогут и, самое главное, почему он пришел к нам с этой эмоцией, что скрывается за ней на самом деле и как мы можем ему помочь? На все эти и другие вопросы нам, классным руководителям Вешняковской школы, ответили на потрясающих курсах повышения квалификации специалисты высшей школы компетенций. Как занять эффективную позицию при коммуникации, чтобы тебя не только слушали, но и слышали, как управлять диалогом, как преодолевать конфликтные состояния собеседника, как добиться конструктивного решения в конфликтной ситуации - с этими проблемами часто сталкиваются классные руководители в процессе взаимодействия с другими участниками образовательных отношений (учеником, родителем, коллегой, администрацией). Профессиональные коммуникационные компетенции, техники и приемы «парафраз», «условное согласие», «уточнение позиции», широко применяемые в бизнесе и менеджменте, специальные инструменты «портфолио класса», «карта ресурсов класса», схема проведения родительского собрания значительно обогатили наше педагогическое мастерство.
На сегодняшний день мы активно используем полученные навыки на практике, и это дает свои плоды: значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций (как в классном коллективе, так и в отношениях «родитель - преподаватель»), в некоторых классах заметно повысилась успеваемость (благодаря грамотному построению диалога с учителями-предметниками), удалось оптимизировать взаимодействие с родителями в мессенджерах.
Подводя итог, хочется сказать, что роль классного руководителя в жизни ребенка очень значима. И от его профессионализма, компетенции и педагогического таланта зависят качество развития личности, стремление и готовность расширять границы своих знаний. Важно быть идеалом в глазах наших детей, гореть своим делом и постоянно двигаться вперед.

Алена КОВАЛЕВА,
классный руководитель Вешняковской школы