Одна из таких проблем, на мой взгляд, - это недостаточное взаимопонимание между родителями и педагогами (учителями, воспитателями). В результате может возникать неудовлетворенность родителей, молчаливое раздражение педагогов, а иногда и конфликты, что отнюдь не помогает процессу воспитания. Надеюсь, что мои рассуждения не столько как учителя, а в большей мере как родителя, воспитывающего особенного ребенка, помогут и педагогам, и родителям найти общий язык.
Во-первых, нельзя, как мне кажется, отдавать ведущее место в воспитании детей исключительно либо семье, либо школе. Некоторые родители считают: так как ребенок с особыми потребностями большую часть своего времени проводит в школе (а в условиях школы-интерната это пять дней в неделю), то школа обязана взять на себя все воспитательные функции. Родители же отводят себе только руководящую роль.
В то же время некоторые педагоги уверены, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступна широкая палитра воспитательных средств, а школа не всегда может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом такой несогласованности и перекладывания ответственности друг на друга может явиться отсутствие единого воспитательного пространства.

Начни с себя!
Во-вторых, нельзя в процессе воспитания детей и подростков забывать о нашей с вами, уважаемые родители и педагоги, воспитанности. Задайте себе вопрос, всегда ли мы относимся к другим людям с уважением и доброжелательностью, что является основополагающим принципом воспитанности человека.

Самое важное
Уважаемые педагоги, не забывайте, что перед вами не только дети с особенностями развития, но и особенные родители. Нам, родителям таких детей, очень непросто и физически, и психологически, и морально. Не стану описывать всех трудностей, с которыми мы сталкиваемся. Скажу только, что нет людей, которые хотели бы быть на нашем месте. Но иногда эти трудности мы создаем себе сами. Когда мой ребенок обучался в начальной школе, во втором классе ему рекомендовали остаться на повторное обучение, то есть на второй год. Для меня тогда это была трагедия: слезы, злость, обида - ведь мы так старались, столько сил отдавали, а ребенок программу не усвоил. «Что же он, хуже других?» - думала я. И твердила учителю: «Дайте шанс!» Но только позже я поняла, что это и был наш шанс. При повторном обучении мой сын смог усвоить то, что первоначально ему было трудно. Я считаю, что именно пролонгированное обучение в начальной школе способствовало успешному окончанию школы, дальнейшему поступлению в колледж и как результат овладению профессиональными навыками.
Скажите, почему мы, родители, воспитывающие детей с особенностями здоровья, так легко доверяем врачам, которые лечат наших детей, и иногда с таким трудом просыпается в нас доверие к педагогам, обучающим их?
Дорогие родители, помните, что педагоги, обучающие и воспитывающие наших детей, - это прежде всего наши единомышленники, друзья и помощники, обладающие педагогическими компетенциями.

Взаимодействие - путь
к успеху
Взаимодействие администрации школы, педагогов и родителей является, на мой взгляд, основой правильного воспитания обучающихся, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого надо просто слушать и слышать друг друга.
Так, например, педагог, озвучивая проблему, связанную с ребенком, ищет совместное с родителем ее решение, а не говорит, что этот ребенок чем-то хуже других, как иногда воспринимают слова учителя некоторые родители. Подобные ситуации могут привести к взаимному недопониманию, что негативно отразится на ребенке. Ведь для него и родители, и педагоги одинаково авторитетны.
Решение перечисленных проблем я вижу только в совместной деятельности детей, педагогов и родителей. И наша школа делает для этого немало: коллегиальное управление, совместные творческие и спортивные мероприятия, фестивали, открытые уроки, общая проектная деятельность, работа семейного консультативного ресурсного объединения педагогов, специалистов, детей и родителей «Взаимодействие» и многое другое. Совместная деятельность является созидательной, способствующей переживанию ситуации успеха, что помогает решению одной из главных задач воспитания детей с особыми образовательными потребностями - обеспечение процесса социализации будущего выпускника школы в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.
Сегодня я спокойна за своего ребенка. Да, вместе мы прошли тяжелые испытания, и в будущем нам не будет легко. Но я твердо знаю, что мы выбрали правильный путь для моего сына и сделали все возможное, чтобы он был счастлив.

Нина АКИМОВА,
педагог коррекционной школы-интерната №31, мама ребенка-инвалида