Этот вопрос задает себе каждый, кто думает о будущем детей, ведь и от них зависит, каким оно будет, наше завтра.
В нашей школе-интернате учатся дети, которым найти свое место в жизни труднее, чем другим ребятам. Ведь нашим школьникам, кроме необходимости преодолевать учебные затруднения, приходится бороться и с самим собой, своими проблемами со здоровьем.

С верой
в будущее
Человек будущего - человек думающий и действующий, умеющий осознать проблему и решить ее. Как сформировать такую личность, которая сможет добиться успеха и счастья?
Есть разные подходы к этому вопросу. Например, известная модель, получившая название «4К». Речь о четырех навыках, которые помогают человеку сориентироваться и добиться своей цели в динамично меняющемся обществе:
- креативность;
- критическое мышление;
- коммуникативные навыки;
- «командность» (умение работать в команде).
Формированию этих навыков в нашей школе уделяется особое внимание; к этому призывают и новые стандарты образования.
Допустим, креативность - умение творчески преобразовывать действительность, находить нестандартные решения - воспитывается с начальных классов, когда школьники учатся решать необычные задачи, находить выход из предложенных учителем ситуаций, видеть необычное в самых привычных вещах. Как, например, четвероклассница Ангелина, проект которой, посвященный воздушным шарикам, занял первое место на межрайонном этапе Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ.
- Я и не знала, что в обычном воздушном шарике скрыто столько тайн и загадок! - говорит Ангелина.
Проектная деятельность помогает развить и критическое мышление - умение видеть проблему, искать пути ее решения, анализировать материал. А если работа проходит в группе, то формируются также коммуникативные навыки и умение работать в команде.
В ходе работы над проектом «Семейный альбом Деда Мороза» Саша, Вика и Лиза не только стали настоящей командой, научились составлять планы и распределять работу, но и вступили в переписку со множеством людей из разных уголков нашей Родины. Они общались со своими сверстниками из Удмуртии, Чувашии, Коми, проводили анкетирование, делились своими находками и идеями. А еще ребята переписывались с резиденциями многих зимних волшебников из разных областей и республик России - «названых братьев» Дедушки Мороза из Великого Устюга. Ребята создали интерактивную игру и альбом с фотографиями и биографиями «новогодних дедушек» и хотят подарить плоды своих трудов Деду Морозу, когда он приедет в свою московскую усадьбу.

Хочешь быть
счастливым - будь
Настоящая школа оптимизма и веры в свои силы - это ученический совет, который уже несколько лет действует в нашей школе.
Ребята приходят туда по разным причинам. Кто-то стремится к лидерству, у кого-то есть проблема, требующая решения, а есть и те, кто мечтает реализовать свои идеи и проекты. Некоторые не находят себя в такой работе, но большинство ребят остаются. Внимание к младшим и забота о них, стремление сделать школьную жизнь интереснее и необычнее, умение дружить, спорить и находить компромиссы - всему этому учит работа в ученическом активе.
В этом учебном году мы создали проект «Со студентом на ты», направленный на развитие коммуникативных качеств, профориентацию и дальнейшую социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью общения и взаимодействия со студентами различных вузов Москвы. Ребята - разработчики проекта заняли 1‑е место на Фестивале социально значимых инициатив Московского регионального отделения Российского движения школьников за 2018‑2019 учебный год «Проектная лига РДШ».
Конечно, путь к этой вершине пройден трудный и тернистый. Много было неудач и волнений. Участие в фестивале наших ребят, а также грамотная подготовка к прохождению этапов конкурса стали возможными благодаря занятиям Школы актива, которые проходят в Доме творчества детей и молодежи «Восточный». Активисты посещали занятия каждую среду, что, конечно же, дало свой результат.
Но актив - это и школа самостоятельности. Ребята стараются участвовать в различных конкурсах и развивают свои таланты.

Верь в себя -
поверят и другие
Когда смотришь на мир сквозь призму своего творческого восприятия, все становится иным. Именно так, своим трудом и своей творческой энергией, мы преобразуем мир, делаем его лучше и добрее.
Многие ученики нашей школы стремятся развивать свои таланты, хотя, казалось бы, ребятам с ДЦП открыто не так уж много путей для самореализации.
Но не так думают школьники - победители и дипломанты многих творческих конкурсов. Это и конкурс сочинений о войне, и многочисленные музыкальные фестивали, где не раз блистали наши «Искорки» (так называется наш вокальный ансамбль), и, конечно, чемпионаты по танцам на колясках.
- Человеку свойственно выражать свои самые тонкие и трогательные чувства через танец. Поэтому не важно, можешь ли ты двигаться, как обычный здоровый человек. Танцы - это не о ногах. Танцы - это о душе, - говорит Лиза, которая увлекается этим видом творчества уже много лет.
Наша цель - научить ребят верить в себя и смело смотреть в будущее, быть счастливыми и видеть счастье в каждом дне. Мы уверены, что выпускники нашей школы будут востребованными специалистами, хорошими друзьями, любящими супругами и родителями чудесных деток, то есть будут по-настоящему счастливыми людьми.

Елена САФОНОВА,
учитель школы-интерната №31