Тема воспитания для школы и публицистики не нова, но остается по-прежнему актуальной. Мы знаем, что воспитание детей и молодежи - задача государственной важности. Она нашла отражение и в Конституции Российской Федерации, и в федеральных законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», и в федеральном государственном стандарте II поколения. Важное внимание воспитанию уделяет и Президент России Владимир Владимирович Путин, считая воспитание первичным фактором полноценного развития человека: «Получить знания - это непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи…» Президент говорит и о том, что нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни в цифровую эпоху.
В этом выпуске мы хотим показать, что воспитание - это не комплекс мер или форм работы с детьми и подростками, это масштабный социокультурный процесс, который влияет на качество человеческих ресурсов в нашей стране, на ее настоящее и будущее.
Определяя тематику статей для номера, мы опирались на понимание сущности воспитания, которую мы видим в следующем: в предоставлении ребенку свободы выбора индивидуальной траектории развития в процессе образования; в создании в образовательных организациях условий для самореализации детей в различных видах социально и личностно значимой деятельности; в подготовке школьника к принятию самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей; в стимулировании ребенка к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию.
Воспитание - неотъемлемая часть образования и должно обеспечить ориентацию детей и подростков на общечеловеческие нравственные приоритеты. Другими словами, воспитание мы понимаем как личностно образующий процесс, сопровождающийся поддержкой растущего человека на всех этапах его взросления.
В представленных материалах рассматриваются актуальные вопросы воспитания в контексте современной московской системы образования.
В статьях содержится интересный опыт наших коллег в реализации воспитательных задач: отражены вопросы физического, духовно-нравственного просвещения детей и молодежи, психолого-педагогических аспектов и современного урока. Ученическое самоуправление, волонтерство, поликультурное воспитание и медиация, экологические приоритеты личностного и социального поведения, формирование культуроведческих ценностей и экскурсионная деятельность, социализация и гражданско-патриотическое воспитание личности - это тематика наших статей, всеобъемлюще представляющих процесс воспитания в школе, ведь именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка и подростка.
Говоря о гражданско-патриотическом воспитании школьников, в этом выпуске газеты мы не могли не напомнить о важной теме, которая уже стала лейтмотивом нового учебного года - празднование 75‑летия Победы в Великой Отечественной войне. Конечно, этой теме будут посвящены многие мероприятия 2019‑2020 учебного года.
Мы живем в Москве, в городе, который предоставляет огромный выбор возможностей для каждого ребенка и подростка. В Москве образование является приоритетным направлением развития. Поэтому в этом номере мы не можем не сказать о позитивной роли важных образовательных и социокультурных городских проектов, которые реализуются в московских школах, - это городские конкурсы, олимпиады, позволяющие раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать их гражданскую позицию и оказать стимулирующую поддержку при поступлении талантливых выпускников в вузы, это программы ранней предпрофилизации подростков, помогающие ребенку еще в школе определиться с будущей профессией, это поддержка профильного образования старшей школы - функционирование профильных инженерных, медицинских, академических, педагогических, IT-классов, это высокотехнологичные современные городские площадки (технограды, технополисы, IT-полигоны), позволяющие будущим профессионалам не только увидеть, но и работать с современным уникальным оборудованием; это городские музейные и исторические площадки, предоставляющие свои ресурсы для проведения уникальных необычных уроков в культурно-исторической среде.
В этом номере нам хотелось представить опыт и достижения педагогов и обучающихся образовательных организаций МСД №10 в процессе образовательной деятельности, в частности в воспитательном процессе. Надеемся, что опыт наших коллег будет понятен и полезен читателям «Учительской газеты-Москва».

Татьяна ИРЕНКОВА,
директор школы №2036, председатель межрайонного совета директоров №10