Характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации 2019 года. Предложения Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ по вопросу сценарных условий, основных социальных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) Правительство Российской Федерации (ПРФ) вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете (далее - проект федерального бюджета) на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
Одновременно с проектом федерального бюджета в Государственную Думу вносится целый перечень документов и материалов, разрабатываемых ПРФ, в том числе:
- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - ОНБНиТТП);
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (далее - Прогноз).
По сложившейся практике ОНБНиТТП и Прогноз представляются для обсуждения на площадках общественных и государственных институтов в марте - мае, а проект федерального бюджета - в сентябре текущего года.
Рассмотрение в марте - мае ОНБНиТТП и Прогноза дает возможность ПРФ внести необходимые коррективы в упомянутые документы и материалы до вынесения на публичное обсуждение проекта федерального бюджета и, соответственно, до его внесения на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.
В текущем 2019 году из вышеупомянутых ОНБНиТТП и Прогноза по состоянию на начало августа рассмотрен только Прогноз, подготовленный Минэкономразвития России, под названием «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и о предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов». Обсуждение состоялось на заседании рабочей группы РТК в области экономической политики 16 апреля 2019 года, затем - на заседании РТК 26 апреля 2019 года.
В протоколе заседания РТК от 26 апреля 2019 года зафиксировано, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает, что предусмотренные материалами Минэкономразвития России темпы роста инвестиций, реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы, пенсий не позволят обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.
Обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза на тот факт, что качественные и количественные характеристики представленного к рассмотрению Прогноза указывают на отсутствие прогресса в решении проблем, имеющих особо важное значение для работников бюджетной сферы, к которой относится и сфера образования. С участием профсоюза подготовлено письмо с замечаниями и предложениями по Прогнозу, которое от имени Ассоциации было направлено 22 апреля 2019 года заместителю координатора профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заместителю председателя ФНПР Н.Н.Кузьминой:
«Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации рассмотрел материалы Минэкономразвития России по вопросу «О сценарных условиях, основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» (далее - Материалы), обсуждение которых состоялось на заседании рабочей группы РТК в области экономической политики 16 апреля 2019 года, и считает необходимым при формировании позиции профсоюзной стороны РТК по Материалам учесть следующие замечания и предложения.
1. Уровень оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы (повышение заработной платы которых регулировалось в период 2012 - 2018 годов указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Указы) оценен на прогнозный период до 2024 года только с точки зрения сохранения индикативных показателей соотношений средней зарплаты указанных категорий работников и средней величины дохода от трудовой деятельности по субъектам РФ (соответственно 100% и 200%).
Указанный подход заведомо фиксирует отсутствие на длительный период (до 2024 года) перспектив дальнейшего повышения уровня материального вознаграждения за труд отдельных категорий работников здравоохранения, образования и культуры, поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года.
В связи с этим считаем необходимым проработать вопрос об определении следующих этапов повышения уровня заработной платы этих категорий работников бюджетной сферы во взаимосвязи с соответствующими уровнями подготовки и квалификации.
2. Необходимо иметь в виду, что действующая Методика Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы исходит из учета значительного объема дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой на ставку должности, а также включения в среднюю заработную плату выплат социального характера, потому и не отражает реальную ситуацию с уровнем заработной платы конкретных работников.
В этой связи с целью обеспечения объективной оценки достигнутого уровня заработной платы специалистов здравоохранения, образования, культуры в предстоящем периоде считаем необходимым пересмотр действующей Методики исчисления показателя среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, исходя из выплат, входящих в структуру заработной платы, при работе на ставку (оклад).
3. По данным Росстата, в значительной части субъектов Российской Федерации по итогам 2018 года не выполнены установленные указами Президента Российской Федерации целевые показатели роста заработной платы медицинских работников: по врачам (целевой показатель - 200%) - в 28 субъектах РФ; по среднему медицинскому персоналу (целевой показатель - 100%) - в 13 субъектах РФ; по младшему медицинскому персоналу (целевой показатель -100%) - в 49 регионах. По педагогическим работникам по итогам 2018 года также не выполнены установленные целевые показатели повышения заработной платы, в том числе по педагогическим работникам образовательных организаций (целевой показатель - 100%) - в 23 субъектах РФ; по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций - в 43 субъектах РФ; по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей - в 27 субъектах РФ; по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, - в 11 субъектах РФ; по преподавателям организаций, реализующих программы высшего образования (целевой показатель - 200%) - в 8 субъектах РФ; по работникам учреждений культуры 28 субъектов РФ не достигли целевой показатель 100% (в пределах пятипроцентного отклонения).
В этой связи в Материалах (раздел «Рынок труда, доходы и потребление») требуют более четкого изложения формулировки о сохранении результатов, достигнутых в сфере заработной платы для целевых категорий работников бюджетной сферы, исходя из сохранения соотношений, достигнутых в конкретных субъектах РФ по итогам за 2018 год, но не ниже обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года.
4. В условиях реализации политики сохранения достигнутого соотношения средней заработной платы и соответствующих целевых показателей для отдельных категорий работников бюджетной сферы на предстоящий шестилетний период требуется рассмотрение также вопроса об обеспечении дифференциации в уровнях оплаты труда среднего медицинского и младшего медицинского персонала, целевые показатели уровня заработной платы которых в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года составляют 100% к средней заработной плате (доходу от трудовой деятельности) в субъектах РФ, что противоречит основополагающему принципу формирования систем оплаты труда с учетом зависимости размеров заработной платы работников от уровня их подготовки, квалификации, сложности и ответственности труда.
При поэтапном повышении уровня заработной платы учителей и других категорий педагогических работников (кроме ППС), работников учреждений культуры также сложились диспропорции; целевой уровень заработной платы данных категорий работников находится на уровне средней заработной платы среднего медицинского персонала и в два раза ниже целевого уровня заработной платы не только врачей, но и таких специалистов медицинских организаций, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский физик, медицинский психолог и ряд других.
5. Как следует из Материалов, на весь шестилетний период для иных категорий работников бюджетной сферы, не поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года, предусмотрена индексация заработной платы на прогнозный уровень инфляции, то есть планируется «нулевой темп роста» их реальной заработной платы. Учитывая, что заработная плата этих работников не индексировалась с 2014 по 2017 год, несмотря на перманентное повышение в указанный период потребительских цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению, уровень оплаты их труда в настоящее время значительно отстает от уровня оплаты труда основных категорий работников бюджетной сферы: медицинских, педагогических работников, специалистов творческих профессий в организациях культуры. В то же время необходимо иметь в виду, что на современном этапе, при реализации национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204, деятельность работников из числа инженерно-технического, обслуживающего персонала, рабочих и служащих в значительной степени обеспечивает процесс оказания качественных медицинских и образовательных услуг, в том числе высокотехнологических, в условиях объявленной цифровизации всех сторон жизни. Сохранение на крайне низком уровне оплаты труда этих категорий работников вызывает серьезные проблемы с кадровым обеспечением организаций, реализующих соответствующие виды медицинской помощи, а также организаций, призванных добиться достижения высоких показателей качества образования, чтобы войти в десятку ведущих стран мира.
В этой связи считаем необходимым дополнительно вернуться к рассмотрению вопроса о повышении размеров индексации заработной платы «иных» категорий работников бюджетной сферы.
6. Как отмечено в Материалах, повышение МРОТ в соответствии с законодательством (в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года) является одним из факторов обеспечения положительной динамики заработной платы.
Однако в целях создания условий для недопущения дальнейшей необоснованной оптимизации численности работников бюджетного сектора экономики необходимо предусмотреть выделение достаточных финансовых средств из бюджетов всех уровней для установления и поддержания МРОТ на уровне прожиточного минимума.
В этой связи считаем необходимым отразить в Материалах этапы повышения величины МРОТ во взаимосвязи с финансовым обеспечением решения этой задачи в рамках государственной бюджетной политики, и в первую очередь с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований из федерального бюджета».
Последующее письмо ФНПР с консолидированным мнением профсоюзов Российской Федерации (замечания и предложения Ассоциации в нем учтены) было отправлено 07.05.2019 г. ответственному секретарю РТК.
Публичное обсуждение проекта ­ОНБНиТТП, по информации Минфина России, состоится в сентябре 2019 года (ориентировочно 16 сентября) на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации. В это же время данный документ будет представлен к рассмотрению в РТК. С учетом норм БК РФ в этих же временных рамках будет проводиться и публичное обсуждение проекта федерального бюджета.


О предложениях профсоюза по мерам, направленным на дальнейшее повышение и совершенствование заработной платы работников образования, в том числе в рамках подготовки проекта Единых рекомендаций на 2020 год по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. О проведении мониторинга по структуре заработной платы и размерам ставок заработной платы учителей в июле 2019 года
Уровень средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 2012 года в субъектах РФ продолжает достигаться преимущественно за счет интенсификации труда: выполнения дополнительной учебной (преподавательской, педагогической) работы, выполня­емой сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, а также других дополнительных видов работы.
По мнению Общероссийского Профсоюза образования, механизм, определивший в указах Президента Российской Федерации уровень увеличения к 2018 году размера заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, а также порядок его достижения не обеспечили ожидания работников.
Так, целевые показатели соотношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, а также педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации (100%) определены к 2018 году в 2 раза ниже целевого показателя не только уровня средней заработной платы врачей (200%), но и уровня средней заработной платы других работников медицинских организаций, предоставляющих медицинские услуги или обеспечивающих их предоставление (биологи, зоологи, инструктора-методисты по лечебной физкультуре, медицинские психологи, медицинские физики и ряд других).
В результате уровни средней заработной платы педагогических работников указанных выше категорий по установленным соотношениям их средней заработной платы и средней заработной платы (по целевым показателям) в субъекте Российской Федерации в 2018 году фактически приравнены к уровню средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала.
За 1‑е полугодие 2019 года по отношению к 2018 году по Российской Федерации отмечена положительная динамика показателей средней заработной платы педагогических работников, увеличение по регионам - в диапазоне от 9,9% до 20,8%. В абсолютном выражении размеры повышения средней заработной платы по регионам распределились в диапазоне от 3144 до 12029 рублей. В частности, по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования повышение средней заработной платы составило 18,7% (7189 рублей), педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций - 9,9% (3144 рубля), педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей - 16,7% (5990 рублей), преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, - 20,8% (7584 рубля), преподавателям образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, - 14,6% (12029 рублей).
Положительная динамика средней заработной платы отмечена в большинстве субъектов РФ:
- по педагогическим работникам образовательных организаций общего образования - в 85 субъектах РФ;
- по педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций - в 83 субъектах РФ;
- по педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей - в 85 субъектах РФ;
- по преподавателям и мастерам производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального образования, - в 85 субъектах РФ;
- по преподавателям образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, - в 73 субъектах РФ (т. е. по субъектам РФ, по которым имеется официальная информация в Росстате).
При этом достижение установленного соотношения средней заработной платы по соответствующей категории работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации определяется не в отношении каждого педагогического работника индивидуально, а по всем учреждениям в целом, что вызывает непонимание со стороны работников, чей уровень заработной платы оказывается значительно ниже средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, а также их справедливое недовольство уровнем оплаты труда и массовые обращения в различные органы власти.
Изменение федерального законодательства по разграничению полномочий органов власти привело к тому, что в настоящее время федеральные органы государственной власти не имеют правовых механизмов реализации единой политики в области оплаты труда работников образования. При этом не принято во внимание, что указанные работники обеспечивают конституционные гарантии прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Кроме того, затягивание принятия федеральным центром регулирования государственных гарантий по оплате труда в виде базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам, в сфере образования привело:
- к значительной неоправданной дифференциации размеров оплаты труда работников одной и той же профессиональной квалификационной группы не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе;
- к существенным различиям в принципах и подходах к регулированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же должностные обязанности. К примеру, применение системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги - 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником (1 ученико‑час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает никаких фиксированных месячных размеров ставок заработной платы или должностных окладов, вводит для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;
- к снижению в структуре заработной платы постоянной части в виде ставок заработной платы и должностных окладов;
- к увеличению размера переменной части, выплачиваемой, как правило, в связи с увеличением объема выполняемой работы и в меньшей степени - за качество работы, что при отсутствии объективных показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении стимулирующих выплат.


Информация о проекте Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год
Стороной РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, в Министерство труда и социальной защиты РФ в целях формирования проекта Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (далее - Единые рекомендации) представлена согласованная позиция по регулированию вопросов оплаты труда работников, основанная на правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 7 декабря 2017 г. №38‑П, от 11 апреля 2019 г. №17‑П, а также в определениях Конституционного суда РФ от 1 октября 2009 г. №1160‑О-О и от 17 декабря 2009 г. №1557‑О-О. Она состоит в том, что вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (постановление от 7 декабря 2017 г. №38‑П).
Правовая позиция Конституционного суда России в части выплат, связанных с оплатой труда в особых условиях (ст. 146-154 Трудового кодекса РФ), для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), означает, что в состав заработной платы, которая не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), не должны включаться выплаты, связанные:
- с районными коэффициентами и процентными надбавками за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями;
- с условиями установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- с выполнением сверхурочных работ;
- с работой в ночное время;
- с выполнением работ в выходные и нерабочие праздничные дни;
- с выполнением работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, связанных в том числе согласно ст. 149 ТК РФ с выполнением работ различной квалификации, совмещением профессий (должностей) и др.
Следует также отметить, что, принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда России в отношении перечисленных выше выплат, а также сформулированную им экономическую природу минимального размера оплаты труда, предполагающую оплату не ниже МРОТ при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени, профсоюзной стороной предложено при формировании положений Единых рекомендаций в целях дифференциации размеров оплаты труда при установлении ставок заработной платы (должностных окладов) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников применять кратное увеличение минимального размера оплаты труда.
Например, предлагается установить минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера ставки заработной платы, оклада (должностного оклада) квалифицированного работника бюджетной сферы, имеющего наиболее высокий квалификационный уровень (уровень квалификации), полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже пятикратного минимального размера оплаты труда.
С учетом этих же принципов предложено осуществлять формирование фондов оплаты труда для государственных и муниципальных учреждений.
По итогам заседания межведомственной рабочей группы по подготовке Единых рекомендаций на 2020 год составлен протокол от 3 июля 2019 года, в котором членам рабочей группы от Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минздрава России, Минкультуры России, Минспорта России предложено совместно с отраслевыми профсоюзами провести анализ мониторинга применения субъектами Российской Федерации норм, предусмотренных отраслевыми разделами IX-XII Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местных уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год, в том числе в части увеличения доли выплат по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы в структуре заработной платы.
Минпросвещения России направило в середине июля текущего года письмо руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих госуправление в сфере образования, с вопросником, подготовленным совместно с профсоюзом, для проведения всероссийского мониторинга по структуре заработной платы и размерам ставок заработной платы учителей в июле 2019 года.
Предварительный анализ результатов мониторинга (по информации из 65 субъектов РФ) показал, что в субъектах РФ предпринимаются меры по выполнению Единых рекомендаций и, в частности, по повышению размеров минимальных ставок заработной платы (должностных окладов).
Вместе с тем между субъектами РФ по-преж­нему сохраняется большая дифференциация в размерах минимальных ставок заработной платы (должностных окладов) учителей - от 5000 руб. до 19110 руб., или в 3,8 раза.
Доля ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре средней заработной платы учителей характеризуется также большой дифференциацией по регионам и составляет от 11% до 60%.
Установлено, что предпринимаются меры по совершенствованию систем оплаты труда учителей в соответствии с Едиными рекомендациями. Например, количество регионов, где применяется полностью или преимущественно система оплаты труда учителей, основанная на стоимости образовательной услуги - ученико-часе, значительно сократилась (до 15).
Проведенный анализ дает возможность сделать предварительное заключение о том, что учебная нагрузка, выполняемая в большинстве регионов, предоставивших информацию на 2 августа 2019 года, значительно превышает установленную норму и в трети регионов превышает 1,5 ставки, а в ряде регионов и 2 ставки.


Достойная заработная плата - залог развития справедливой экономики!
Необходимо напомнить также о предложениях, высказанных председателем Общероссийского Профсоюза образования Г.И.Меркуловой от имени Совета Ассоциации работников непроизводственной сферы РФ при обсуждении Резолюции о достойной заработной плате на Х съезде ФНПР, а именно о необходимости:
- установления Правительством Российской Федерации размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам для работников бюджетной сферы;
- принятия закона о минимальном размере оплаты труда, устанавливаемом за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;
- принятия федерального закона, предусматривающего порядок индексации заработной платы, обеспечивающий повышение уровня реального содержания заработной платы;
- повышения ответственности работодателей за неисполнение норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регулирующих отношения в сфере оплаты труда.


Парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»
По итогам парламентских слушаний, состоявшихся в Государственной Думе 24 июня 2019 года, на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», рассмотревших эти вопросы только в сфере общего образования, подготовлены рекомендации, утвержденные постановлением Госдумы от 23 июля 2019 г. №6688-7‑ГД.
Правительству Российской Федерации, в частности, рекомендовано:
- разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) в размере не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации и ее фиксацию в трудовых договорах с каждым педагогическим работником, проработав одновременно механизмы оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств;
- проработать возможные механизмы обеспечения роста заработной платы отдельных категорий педагогических работников начиная с 2020 года исходя из общего либо дифференцированного повышения уровня средней заработной платы для соответствующих референтных групп и (или) корректировки в соответствии с темпом роста реальной заработной платы работников образовательных организаций;
- нормативно определить понятие категории «малокомплектная общеобразовательная организация» и установить критерии отнесения образовательных организаций к данной категории с учетом территориальных и иных особенностей, проработать вопросы расширения применения нормативов финансирования малокомплектных общеобразовательных организаций, не зависящих от количества обучающихся.
В связи с тем что рабочая группа по доработке рекомендаций парламентских слушаний была сформирована исключительно из депутатов - представителей четырех фракций в Государственной Думе, к сожалению, предложения профсоюза, переданные депутатом Е.А.Митиной в эту рабочую группу, в силу ряда обстоятельств учтены не были.


Предложения Общероссийского Профсоюза образования в проект постановления Государственной Думы «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»
Предложено рекомендовать:
Правительству Российской Федерации:
1. Принять меры по дальнейшему совершенствованию механизмов повышения заработной платы, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 2012 года для педагогических работников организаций общего образования, предусмотрев увеличение целевых показателей повышения средней заработной платы педагогических работников организаций общего образования до уровня не менее 150% к средней заработной плате в соответствующем регионе.
2. В целях совершенствования законодательства в части оплаты труда принять федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и в соответствующие статьи Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрев в них, что:
- минимальный размер оплаты труда (МРОТ), устанавливаемый федеральным законом, - это размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, в величину которого не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты;
- размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
3. Нормативно определить понятие «малокомплектная общеобразовательная организация» и установить критерии отнесения образовательных организаций к данной категории с учетом территориальных и иных особенностей; обеспечить на всей территории Российской Федерации применение единого порядка расчета нормативных затрат для малокомплектных общеобразовательных организаций, исходя из конкретных условий их функционирования - в расчете на класс-комплект, то есть независимо от количества обучающихся в этих организациях.
Министерству просвещения Российской Федерации:
- проработать совместно с Минтрудом России и Минфином России возможность нормативного закрепления требования по перераспределению средств, предназначенных для оплаты труда в общеобразовательных организациях, так, чтобы на обеспечение окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда образовательной организации;
- совместно с Минфином России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести оценку дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов, гарантирующих обеспечение поэтапного повышения заработной платы педагогических работников общего образования, дополнительного образования детей, педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования, а также подготовить рекомендации по особенностям финансирования малокомплектных сельских школ.


О предложениях по проведению акции профсоюза в преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе по вопросам формирования федерального бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годов
В связи с тем что широкое обсуждение приоритетных направлений финансирования расходов федерального бюджета на 2020 год и планируемый период 2021-2022 годов планируется провести в сентябре 2019 года, считаем весьма своевременным и целесообразным Общероссийскому Профсоюзу образования, его региональным (межрегиональным), местным и первичным организациям провести акцию в преддверии парламентских слушаний в Государственной Думе (ориентировочно 16 сентября) в форме направления обращений, писем, телеграмм в адрес депутатов Государственной Думы, а также Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ по вопросам ускорения принятия мер по кардинальному повышению заработной платы педагогических работников и работников из числа инженерно-технического и учебно-вспомогательного персонала образовательных организаций высшего образования, в том числе гарантированной части их заработной платы, соответствующему увеличению бюджетных ассигнований из федерального и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличению финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета.
Одновременно обращаем внимание руководителей региональных (межрегиональных) организаций профсоюза на необходимость проведения активных переговоров, консультаций с руководителями органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, с главами регионов по вопросам повышения заработной платы педагогических и иных работников образования, с проявлением четкой позиции профсоюза и предъявлением конкретных предложений по актуальным вопросам.


О создании отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ
В целях реализации в сфере ведения Минпросвещения России в 2019-2020 гг. федерального Отраслевого соглашения образована Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, находящихся в ведении Минпросвещения России, и утвержден ее состав во главе с сопредседателями П.С.Зеньковичем, статс-секретарем - заместителем министра просвещения Российской Федерации, и Т.В.Куприяновой, заместителем председателя профсоюза.
К настоящему времени утвержден план мероприятий Минпросвещения России и профсоюза по выполнению в 2019 году Отраслевого соглашения.

Продолжение следует