Первого июня моих «экошат» пригласили на высадку рассады около памятника Матери в Чебоксарах. Огромная клумба в виде цифры «1» почти в 90 квадратных метров украсила склон у подножия монумента. Было высажено 5600 саженцев серебристой ценерарии. Здесь поработали сотрудники чебоксарского Зеленстроя, школьники-юннаты и популярные телеведущие Первого канала и телеканала «Бобер». Юннаты в ярко-зеленых фартучках и белых бейсболках бойко выполняли задания режиссера. Кроме «дачных фей», руководивших посадкой, помогали ребятам и ведущий программы «Пусть говорят» Дмитрий Борисов, ведущие программы «День перемен» Катя Гершуни и Артем Петров. Ажурная клумба стала символом исполнения детской мечты.
В этом году родители и дети класса решили взять шефство над памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, деревень Пятино и Кочаково. С этой целью мы с детьми в конце апреля сходили в городской ботанический сад за рассадой цветов и растений-многолетников, которые хорошо растут в тени. Дело в том, что памятник находится в тени елей и берез, поэтому надо было подобрать растения, любящие тень. Сроки нас поджимали, приближался праздник 9 Мая, и должен был пройти традиционный митинг памяти. Нам очень хотелось привести клумбу в красивый вид. И мы с этим справились. Родители моих учеников всегда меня поддерживают и оказывают посильную помощь в работе.
У нас есть клумба, за которой мы ухаживаем не первый год, и находится она у входа в школу. Мы создали ее два года назад. На момент начала работы у входа в школу росли только лилии, мальва, хризантемы. В настоящий момент мы высадили на нашей клумбе (у входа в школу) 12 кустов роз, энотеру, турецкую гвоздику, маргаритки, нарциссы, тюльпаны, анютины глазки, ползучие флоксы, пионы, водосбор и т. д. Все эти цветы - многолетники. Нам хотелось создать маленький райский уголок непрерывного цветения. При высадке учли многие факторы - почву, свет, температурный режим. Но все это лишь одно из направлений работы по экологическому воспитанию детей.
Не менее важным считаю встречи с живой природой, исследование флоры и фауны Чувашии. Я часто хожу с детьми на экскурсии, вижу в детских глазах неподдельный восторг, они подмечают все вокруг. Исследовательское обучение построено на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка наблюдать, проводить эксперимент, объяснять увиденное и делать выводы. По результатам наших походов и экскурсий мы пишем исследовательские работы и принимаем участие в городских и республиканских конкурсах. Темы разные - это «Оценка качества воды реки Мочкаушка Ядринского района», «К познанию разнообразия насекомых Заволжья Чувашии», «Бабочки окрестностей Табанары Цивильского района» и другие.
В это лето направились в Аликовский район и на святые источники Абашево, для того чтобы собрать необходимый материал для написания работ, провести лабораторные и биоиндикационные работы в местах исследования. Мне очень нравится с детьми заниматься гидрологией, изучать экологическое состояние малых рек, озер, родников. Ни для кого не секрет, что на нашей планете очень мало пресной воды, и задача будущих поколений - сохранить водоемы планеты в удовлетворительном состоянии. Изучая качество воды водоемов малых рек, дети понимают причинно-следственные связи загрязнения водоемов, а также расширяют кругозор, изучая водные и околоводные растения, водные живые организмы. Такие исследования не только полезны, они настраивают детей на позитивный подход к жизни, формируют у них понимание биологических и человеческих законов жизни.

Людмила ПЕТРОВА, учитель начальных классов школы №2, руководитель объединения «Экоша», Чебоксары