В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

М.Ю.Лермонтов


М.Ю.Лермонтов в этих местах стал для меня ближе, роднее, но не значит, что его творчество стало мне более понятно. «Мистический гений» недосягаем, но к его поэзии и прозе хочется обращаться чаще.
В рамках реализации культурно-образовательного тура «Тропы Лермонтова» (инициаторы проекта - Тюменская межрегиональная организация Профсоюза работников образования и науки РФ, территориальная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профсоюза работников образования и науки РФ и Совет молодых педагогов Санкт-Петербурга и Тюменской области) для молодых учителей России открылось, на мой взгляд, «ночное светило русской поэзии». Так назвал великого поэта писатель и публицист Д.С.Мережковский. Поэтому молодых учителей так тянуло в горы, на Машук и Эльбрус; так, сначала робко, а затем страстно, хотелось читать вслух стихи классиков и свои собственные поэтические опусы.
В своем выступлении перед молодыми учителями в Пятигорске я говорил о смысле и тайне творчества. На мой взгляд, творчество невозможно без созерцания и свободы. Творческой личностью мечтает стать каждый. Увидеть что-то новое в привычном очень трудно, ведь созерцать нужно всем умом, всей душой, всей человеческой сущностью. Творчество - это образ жизни. Так, например, немецкий химик Кекуле увидел структурную формулу бензола во сне в виде змеи, кусающей себе хвост. Французский ученый Пуанкаре внезапно увидел решение математической задачи, садясь в омнибус, в тот самый миг, когда поставил ногу на ступеньку. Русский художник Иван Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье» много думал, молился и «вдруг увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье». Эти на первый взгляд случайные факты побуждали их к неисчерпаемым творчеству и вдохновению.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» было написано в 1839 году, после возвращения из ссылки. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит отклика среди людей на свои поиски любви и справедливости. «Молитва» Лермонтова проста и легка, в ней струится «созвучье слов живых». Эта магия слов имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжкий груз накопленных переживаний:
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Творчество через страдания и мучительные поиски поднимает человека в небеса, к Богу! Вера дает духовное равновесие в полете!
Разговаривая с молодыми учителями о природе творчества, мы обратились к старому фильму о подростках «Сто дней после детства» кинорежиссера Сергея Соловьева. В этом произведении молодой воспитатель Сережа, по профессии скульптор, вовлекает своих воспитанников в мир творчества Лермонтова, в мучительный процесс самопознания. Подростки под руководством педагога ставят драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Главному герою фильма Мите Лопухину предложили в спектакле роль князя Звездича, уверенного в себе героя. Но ему ближе образ терзаемого любовью Евгения Арбенина, потому что юный герой влюблен в Лену Ерголину (Нину Арбенину), и он через слова литературного персонажа хочет раскрыть свои чувства. Он отдает роль Звездича и становится на сцене Евгением Арбениным. Монолог героя Митя произносит так искренне и проникновенно, что зрительный зал смолкает…
Миссия школы - создавать условия для самопознания ученика в творчестве, для воспитания чувств, для развития критического мышления не только ума, но и сердца. Об этом говорили с молодыми учителями опытные замечательные учителя России.
Алихан Динаев из Грозного, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018, говорил о великой магии слова. Слово учителя на уроке должно созидать, вдохновлять, учить добру, а не оскорблять, не разрушать духовное начало в сердце ребенка. А главное - любить без всяких условий!
Наталья Сергеевна Тихонова, мобильный учитель из Воронежа, так раскрыла нам тайны поэтического творчества, что многие захотели вый­ти и перед залом читать любимые стихи Пушкина и Есенина, Цветаевой и Маяковского. Сергей Александрович Букинич из Санкт-Петербурга, победитель конкурса «Учитель года России»-2006, поднял острые вопросы нашей истории, чтобы попытаться разобраться в вечном противостоянии и взаимодействии власти и общества. Он соединил творчество Босха и Ван Гога, борьбу за власть Ивана Грозного и Бориса Годунова. Многим хотелось после этого разговора думать, спорить, не соглашаться, но, значит, идти вперед.
Великая поэзия и наша история, путешествия по «тропам Лермонтова», встречи с научными сотрудниками Музея-заповедника М.Ю.Лермонтова в Пятигорске, рассказы ученого-лермонтоведа профессора В.А.Захарова, созерцание великих Кавказских гор дали нам мужество, я уверен, отправиться в творческий полет и при этом восклицать, как пушкинский пророк:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

​Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, заслуженный учитель России, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, директор гимназии №166 Центрального района Санкт-Петербурга