Проект «Мой район в годы войны» охватывает широкий пласт внеурочной деятельности учащихся нашей школы. Он, несомненно, придает мощный импульс всему школьному краеведению, являющемуся важной частью воспитательной деятельности школы как социального института общества. Это имеет большие перспективы в становлении молодого поколения граждан России в условиях ее этнического и конфессионального многообразия, сплачивая людей разных поколений вокруг героической летописи истории нашей страны.
Участие в проекте «Мой район в годы войны» позволяет перей­ти от составляющей «я знаю» к практической исследовательской, поисковой деятельности учащихся, в результате чего формируется иной взгляд на историю родного края.
В нашей школе работа над проектом привела к созданию нового школьного объединения в рамках направления «Социальные инициативы школьников» - «Встреча поколений». Школьное объединение «Встреча поколений» использует в своей работе над проектом ряд общенаучных краеведческих методов исследования. Наиболее доступными широкому кругу школьников в работе над проектом стали следующие методы краеведческой деятельности: литературный, архивный, картографический, метод интервьюирования, описательный, визуальной фиксации.
Возможности, широкая доступность и масштабность таких работ для школьников определяются современным уровнем развития информационно-коммуникативных технологий, проникновением их в самые разные сферы деятельности. Основное ядро инициативной группы проекта составили учащиеся 7‑х классов (11 человек) под руководством социального педагога школы №1151. В новом учебном году это будут восьмиклассники, каждый из которых организует работу по вышеперечисленным направлениям.
Литературный метод. Акцент сделан нами на поиск и анализ материалов периодических изданий по указанной теме (газеты «41», «Зеленоград сегодня»), справочников, материалов историко-краеведческих конференций, монографий и т. п.
Архивный метод. Изучение фондов Государственного зеленоградского историко-краеведческого музея, архивов общественной организации ветеранов Великой Отечественной войны района Крюково.
Картографический метод. Этот метод оказался особенно интересным и доступным для учащихся, позволил соединить естественным образом познание, практическую деятельность, он выступает инструментом пространственного моделирования.
Метод интервьюирования. Участники проектной группы ознакомились с техникой, приемами метода, а также с этическими требованиями, которых должен придерживаться интервьюер, общаясь с респондентом, - учитывать в этой деликатной работе многие его личностные особенности. Интервьюер должен осознавать, что результаты этой работы являются историческими источниками для будущих исследователей-историков. Ведутся от первого лица и несут на себе все особенности восприятия и речи респондента. Материалы затем хранятся в архиве школы или музея. На сегодняшний день проектной группой определен круг респондентов, с некоторыми из которых уже состоялись встречи. Коротко приведем фрагменты этих интервью.
Елена Павловна Христофорова (урожденная Панова), 1933 г. р., поселок Крюково, родильное отделение лечебницы в бывшей усадьбе Грачевка, созданной ее владельцем Константином Васильевичем Руковишниковым после 1886 г., когда ему стала принадлежать усадьба. Обучалась в 1‑10‑х классах в Крюковской школе, школу окончила с серебряной медалью. Работала в Мосгеотресте горным инженером-геологом, вышла на пенсию в 1987 г., проживает в 14‑м м/р. Отметим, что Е.П.Христофорова принимала участие в работах про геоизысканию по строительству новых микрорайонов Крюково ЗелАО г. Москвы.
Е.П.Христофорова хорошо помнит события своего военного детства и особенно зимы 1941‑1942 гг. Семья жила тогда по улице Лесной, дом 29. Еще до зимы ее родители и соседи из дома №31, в котором проживали две семьи (Игнатьевы), на границе участков выкопали землянку площадью около 8 кв. м. Как объяснила Е.П.Христофорова, выкопали яму, настелили доски, засыпали землей, были устроены скамьи и печка (какая именно - не помнит). Во время боев в землянке прятались 11 человек, среди которых семеро - дети, старший из них был 1929 г. р., младший - 1937 г. р. Однажды вдруг услышали на ломаном языке: «Русс, выходи!» Вышли, выстроились. Немец приставил к голове матери Елены Павловны, которая прижимала к себе двоих детей, оружие: «Жид!» Соседи завопили: «Украинка она!» Немецкий солдат опустил оружие. У него на голове был бабий платок, а сверху - пилотка. «Новые хозяева» разрешили семье Пановых жить на кухне, а сами заняли весь дом, в туалет ходили в сени, а не на улицу… Потом из соседнего сгоревшего дома еще одна семья поселилась на кухне у Пановых. Е.П.Христофорова помнит, что в пруду утонули по самые башни два немецких танка. От деревни Александровка через Крюково перпендикулярно улице Лесной шла широкая дорога под горку, улица Октябрьская. (Сегодня это улица Каменка, которая разделяет районы 15 и 16 с одной стороны и 18 и 20 - с другой.) Под снегом не было видно, что это не дорога такая широкая, а поляна, и следом за ней большой пруд; сама дорога проходила краем, ближе к домам по улице Лесной. По словам другой жительницы поселка Крюково, Т.Н.Сафроновой (ур. Ефремова, 1939 г. р.), один из танков в пруду находился до 1966 года.
А тогда, в декабре 1941 г., немцы не смогли завести машины, стоящие вдоль улицы Лесной, и стали их жечь, по улице уже горело 3‑4 машины. Одна из машин стояла под окнами дома Пановых, боялись, что ее тоже сожгут, а вместе с ней - дом. Но немцы очень торопились. Поздно вечером в дверь постучали - это были солдаты Красной армии. Некоторое время они жили в доме у семьи Пановых.
Е.П.Христофорова (Панова) после освобождения поселка Крюково продолжила занятие в первом классе. Возобновились занятия в школе, школьники трудились и на полях колхоза - выкапывали картофель, свеклу, морковь. «Взять для себя что-то из овощей даже в мыслях ни у кого не было». Дома дети помогали родителям: заготавливали дрова (пилили, кололи), топили печь, носили воду, содержали свои огороды, а также домашних животных. В семье Пановых держали корову, которую «мама привела за 300 км (откуда не знает) после ухода немцев уже зимой 1942 года».
Ценными сведениями с учениками поделилась также и коренная жительница поселка Крюково Екатерина Петровна Георгиева (ур. Апраксина). Она родилась в той же «Руковишниковской» больнице в 1944 г. - седьмой ребенок в семье Апраксина Петра Семеновича (1902 г. р.), который вернулся с фронта в 1943 г. инвалидом - потерял ногу. Поменял профессию столяра на «сидячую работу» сапожника. Петр Семенович Апраксин, чтобы помочь другим семьям после войны, каждую 10‑ю пару обуви шил бесплатно. Е.П.Георгиева (Апраксина) училась в начальной школе поселка Каменка, а с 5‑го класса - в Крюковской школе, которую окончила с медалью; без экзаменов поступила в педагогический институт имени Н.К.Крупской на факультет иностранных языков (учитель немецкого и английского языков); работала в школах Московской области и Зеленограда, педагогический стаж 47 лет (с 1967 по 2014 г.). Е.П. Георгиева проводит в своей школе, откуда уходила на пенсию, для учеников уроки Мужества. В свои 75 лет она занимает активную жизненную позицию.
Описательный метод используется в работе над проектом «Мой район в годы войны» в отношении историко-архитектурных, природных объектов, предметов быта. На территории современного района Крюково находятся так называемые молчаливые свидетели военной истории района: павильон ст. Крюково, здание бывшего молокозавода по улице 1 Мая, деревья на «горке» при въезде в деревню Александровка со стороны Крюково, часть паровозного пруда между мемориалом в м/р 14 и железной дорогой, церковь поселка Андреевка (1676‑1678 гг. строительства и освящения). Возможно, в ходе интервьюирования жителей района будут определены и другие объекты, молчаливые свидетели тех событий. Проектной группе школьников предстоит составить паспорта всех перечисленных выше объектов архитектуры, природы, предметов быта.
Метод визуальной фиксации, при котором школьники проводят фотографирование современного состояния объектов и по различным фотоархивам находят прежнее изображение этих же объектов. Это касается в том числе вышеперечисленных историко-архитектурных объектов, объектов природы, портретов участников событий.
В ходе работы над проектом участники освоили культуру оформления исследовательской работы (папка проекта), оформления цитат, ссылок, приложения, библиографического списка.
Отдельной и непростой задачей работы над проектом «Мой район в годы войны» выдвигается разработка тематических экскурсий, интерактивных бесед, лекций, приобщающих всех школьников к широкому пласту истории своего района, формирующих их представление о роли и месте своей малой родины в истории, наполняющих эти представления конкретным содержанием, конкретными фактами. Именно ради этой главной цели и реализуется проект «Мой район в годы войны». Очень важно, чтобы подрастающее поколение с помощью взрослых успело поговорить с живыми свидетелями этой страшной, но великой страницы нашей истории. А потом рассказать своим детям…

Ольга ПАНОВА, социальный педагог школы №1151