Наша школа сразу оценила перспективы, которые открывает участие в проекте. Потому мы заявились на участие в нем уже на первом этапе реализации, в 2016 году. Залогом успеха стали уверенно высокая позиция в рейтинге столичного образования, безупречный уровень педагогического мастерства коллектива. Помогла и нацеленность на подготовку конкурентоспособных выпускников.
Каким образом проект «Инженерный класс» реализуется на практике в нашей школе?
Обучение в инженерном классе подразумевает несколько составляющих. В первую очередь это преподавание физики, математики, информатики на профильном уровне. Поэтому все учителя, участвующие в работе с инженерными классами, прошли дополнительное повышение квалификации на базе вузов.
К общеобразовательным предметам в инженерных классах добавились элективные курсы по специальным дисциплинам. Принципиальные моменты - интеграция ресурсов основного и дополнительного образования, использование возможностей вузов-партнеров.
Еще один важный фактор - эффективное использование лабораторного комплекса, поставленного в школу в рамках проекта «Инженерный класс». Это более 70 видов оборудования для программирования, 3D-дизайна, черчения, материаловедения.
К пониманию того, как оптимальным образом его использовать, мы подошли системно. Привлекли в качестве экспертов и консультантов администрацию округа и социальных партнеров. Обучили работе с приборами и программными средами учителей-предметников. Совместно с социальным партнером, ЦМИТ «Поезд», организовали обучающий семинар по работе с атомным силовым микроскопом.
Все это позволило эффективно применять комплекс оборудования в урочной и внеурочной деятельности школьниками всех возрастов. Спланированная система инженерных практикумов в рамках проекта «Инженерный класс» открыта для посещения ребятам всего округа. Зеленоградские школы этой возможностью активно пользуются.
Первые результаты участия в проекте «Инженерный класс» показали его актуальность и востребованность. Его концепция органично вписалась в стратегию развития нашей образовательной организации. Показатель успешности - постоянное место в двадцатке лучших московского рейтинга школ-участниц.
Как удалось добиться такой позиции? Системно выстраивая работу по ключевым показателям эффективности. Среди них - успешное выступление в научно-практических конференциях «Инженеры будущего», а также в других мероприятиях инженерной направленности.
Грамотно организованная проектная деятельность позволяет учащимся ежегодно показывать высокие результаты и приносит звания призеров и победителей конференции «Инженеры будущего». На счету школы - серебряный медалист международной олимпиады по экспериментальной физике. Ребята ежегодно зарабатывают звания призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, Московской предметной олимпиады.
Учащиеся ежегодно осваивают программу модульных курсов по фотолитографии и программированию микроконтроллеров. Практические занятия проводятся на производственных площадках предприятий-партнеров - компаний «Ангстрем» и «Миландр».
Максимальное вовлечение учащихся в инженерно-конструкторскую деятельность не было бы успешным без активного взаимодействия с вузами - партнерами по проекту «Инженерный класс в московской школе». Это МИСиС, МФТИ, МГТУ имени Баумана, МИЭТ.
В вузах на регулярной основе проводятся лабораторно-практические занятия, лекции, ведется подготовка к предпрофильному экзамену и предпрофильной олимпиаде. Системным стало участие в «Университетских субботах», «Профессиональной среде», в вузовских конференциях. В рамках программы «Учебный день в технопарке» учащиеся инженерных классов занимаются в технопарке МИЭТ.
Как результат - старшеклассники демонстрируют стабильно высокие показатели по независимым диагностикам, успешно сдают предпрофильный экзамен. Выпускники инженерных классов получают высокие баллы на итоговой аттестации по профильным предметам и поступают в ведущие технические университеты. Так, по итогам 2018‑2019 учебного года три одиннадцатиклассника получили сто баллов за экзамен по физике, еще два обучающихся сдали на высокий балл математику профильного уровня. В целом почти 50% выпускников школы получили по итогам ЕГЭ по физике и профильной математике 80 баллов и более.
Все это стало возможным благодаря грамотно организованной работе в рамках трехстороннего соглашения между школой, вузом и предприятием.
Значение участия в городском проекте «Инженерный класс в московской школе» трудно переоценить. Для родителей, доверивших нашему коллективу обучение своих детей, это надежный путь к востребованному инженерному образованию выпускников.
Для самих ребят это осознанный выбор профессии, уверенность в успешной сдаче экзаменов. Благодаря выстроенной системе социального партнерства у выпускников формируется индивидуальная траектория обучения. Уже на этом этапе выстраивается перспектива работы на предприятии. К примеру, ежегодно наши выпускники поступают в зеленоградский МИЭТ по целевому приему от российской компании «Ангстрем», работающей в области микроэлектроники.
Для администрации школы и педагогов участие в проекте «Инженерный класс» - это качественный шаг вперед, позволяющий выполнить социальный заказ государства на подготовку инженерных кадров для экономики.

Лидия САФОНОВА, учитель физики, руководитель реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» школы №853;
Наталья КИРПИЧЕВА, заместитель директора по управлению содержанием образования школы №853