​Ребенок, развитие которого осложнено дефектом не есть ребенок менее развитый, чем его нормальные сверстники, а это ребенок, но развитый иначе.
Лев Выготский


Сейчас в современном образовании существует проблема организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных групп. В нашей образовательной организации главной задачей педагогов является построение образовательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого ребенка осуществлялось согласно его особенностям и возможностям. При организации образовательного процесса мы уделяем особое внимание каждому ребенку независимо от его статуса. Перед всеми сотрудниками дошкольных групп возникает вопрос: как в условиях общеобразовательных групп соблюсти интересы всех детей?
Для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья мы стараемся привлечь их к участию в образовательных проектах.
В прошедшем учебном году мы были участниками Московского фестиваля «1+1»: Равные условия - равные возможности». В проекте участвовали обучающиеся начальной школы и воспитанники дошкольных групп, дети с ОВЗ и дети, не имеющие сложностей в освоении образовательной программы. При подготовке к проекту в работе с детьми мы использовали разные виды деятельности: дети рисовали, слушали произведения советских и российских авторов, инсценировали полюбившиеся произведения, совместно со взрослыми рисовали афиши, изготавливали атрибуты, готовили концертные номера. Каждый ребенок выбрал своего героя, под руководством взрослых разработал для него эскиз костюма. С каким удовольствием дети принимали на себя роли полюбившихся им героев! Какую радость испытывали они, участвуя в данном проекте! В итоге мы получили диплом лауреатов III степени в номинации «Видео­трейлер концертной программы», диплом дипломанта в номинации «Эскизы костюмов/декораций».
Также дети с ОВЗ принимали участие в городском проекте «Маленький архитектор». Активно в работу по проекту включились родители. Они имели возможность свободно по своему усмотрению в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, участвовать в жизни группы. Педагоги и родители организовывали для детей выездные экскурсии в МЖК, чтобы ознакомить их с архитектурой микрорайона. Дети самостоятельно определились с объектом, с которым им бы хотелось поработать. Это «Площадь часов». И началась работа. Воспитанники творчески подошли к моделированию проекта, предлагали свои идеи, что можно изменить или как доработать имеющиеся элементы для комфортного отдыха родителей с детьми. Во время защиты своего проекта воспитанники в стихотворной форме рассказали об инновационных идеях, которые они применяли. За свой творческий подход ребята были награждены дипломом победителей.
Нельзя не отметить командную работу всего педагогического коллектива при подготовке к проектам. Педагоги направляли детей, задавали правильный настрой, помогали, если возникали сложности, заинтересовывали. Слаженная работа взрослых и детей позволила добиться таких высоких результатов.
В корпусах с дошкольными группами школы №609 работа по включению детей в образовательные проекты ведется не только на городском уровне, но и внутри образовательной организации. Дети каждой возрастной группы совместно с педагогом в начале года выбирают тематический проект. «Модель трех вопросов» помогает определиться с тематикой проекта, методика «Паутинка» - планировать деятельность с применением развивающей предметно-пространственной среды, образ «Семь «мы» - поэтапно выстроить действия, спланировать ожидаемый результат, определиться с ресурсами проекта.
Воспитанники, участвуя в проектах, раскрепощаются, проявляют свои таланты. Повышается их мотивация к познавательной деятельности, творческому развитию, развивается навык работы в команде, повышается уровень ответственности команды за выполняемую работу и конечный результат.
Педагоги наблюдают за развитием познавательной сферы воспитанников и определяют вектор работы с таким ребенком.
Родители по-новому смотрят на своего ребенка, видят в нем таланты и личностные особенности.
Участие в образовательных проектах является одной из эффективных форм социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята проявляют активность, учатся взаимодействовать со сверстниками, обогащают свой социальный опыт, могут свободно выражать свои чувства и эмоции, а самое главное - преодолевают психологические барьеры.

Виктория ГУЖЕВА, старший воспитатель школы №609