Именно дополнительное образование предоставляет ребенку главную возможность - возможность свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ в соответствии со своими интересами и наклонностями, уровней обучения, при котором осуществляется взвешенный подход к оценке его способностей как им самим с участием родителей, так и педагогом; форм обучения и его длительности. В условиях отсутствия жесткой регламентации учебного процесса выбор неизменно сопровождается вариативностью построения индивидуального учебного плана, когда ребенок первоначально записывается на несколько дополнительных общеобразовательных программ, а потом останавливается на 2‑3 курсах либо решает полностью посвятить себя одному понравившемуся делу и изучать его уже на углубленном уровне.
Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи предлагает детям и подросткам более 150 дополнительных общеобразовательных программ по всем шести основным направленностям - технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной. Ориентируясь на существующий спрос при формировании пакета дополнительных образовательных услуг, педагоги дворца предлагают детской аудитории не только традиционно востребованные и успешные программы, но также новые, внедрение и реализация которых носят экспериментальный характер и требуют пристального методического мониторинга с целью своевременной корректировки и модификации.
Стремясь создать комфортные условия ситуации выбора для ребенка, педагогический совет ЗДТДиМ разработал систему презентационной деятельности учреждения, включающую в себя мастер-классы, родительские субботы, дни открытых дверей и отчетные концертные программы, представляющие итоговые результаты работы творческих объединений. На протяжении всего учебного года (а во дворце он длится 12 месяцев) в учреждении проводятся мероприятия, раскрывающие содержание дополнительных общеобразовательных программ, практические результаты, полученные в результате их освоения. Мастер-класс - это разовая форма работы. За короткое время ребенок должен не только увидеть и услышать, чем можно заняться у того или иного педагога, но и попробовать своими руками сделать на практике поделку, выполнить определенную задачу, ознакомиться с технологическими приемами. Очень популярны мастер-классы, раскрывающие секреты традиционных ремесел, декоративно-прикладного искусства, например керамики.
- Мастер-классы бывают разные, - говорит педагог дополнительного образования Мария Чугунова. - Их тема, сложность, протяженность, вариант подачи материала зависят от очень многих причин. Значение имеют возраст участников, условия и место проведения, мероприятие, в рамках которого проводится мастер-класс, даже время года. Например, летом на площадке перед дворцом более чем актуальна тема «Использование растений в керамике». Для самых маленьких предлагаются простые в исполнении задания и пошаговое повторение за педагогом. Старшим важна определенная самостоятельность. Но любой мастер-класс дает возможность реально прикоснуться к какому-то конкретному делу, «пощупать» своими собственными руками его практическую сторону. «Помять глину», как говорят керамисты. И при удаче уловить то самое внутреннее созвучие, которое позволяет сказать: «Вот оно - мое. Нравится, хочу!» Конечно же, речь не идет о выборе профессии здесь и сейчас, но, быть может, для кого-то мастер-класс все же станет даже не ступенькой, а крохотной зацепкой на пути к самоопределению и саморазвитию.
В последнее время все большую популярность приобретают мастер-классы, результаты которых нельзя потрогать руками, но «унести» с собой возможно, например усвоить те или иные правила дорожного движения, безопасной жизнедеятельности, туристского мастерства либо приемы быстрого счета или запоминания. Любая дополнительная программа может быть кратко и емко представлена мастер-классом, но для этого требуются высокий профессионализм педагога и тщательная подготовка.
Следом за мастер-классами в ситуации выбора большую роль играют программы вводного уровня, на которых за короткий срок (10 часов) ребенок знакомится с «дорожной картой» дополнительной общеразвивающей программы, спецификой ремесла или области науки, творчества, любой избранной им деятельности. Расширив горизонты своих представлений, он уже может смело идти дальше в том направлении, которое показалось ему наиболее близким и интересным. Дополнительные программы вводного уровня широко представлены в проекте «Лето во дворце», когда на протяжении трех летних месяцев разные группы детей осваивают восемь образовательных модулей, среди которых «Лего-конструирование», «Экология», «Дорожная азбука», «Театрализованная деятельность». После такой летней подготовки ребенок уже делает самостоятельный выбор, определяя дополнительную программу для занятий на протяжении учебного года, он знаком уже не только с предметом, но и с педагогом, уже оценил свои возможности, а главное - ощутил желание и потребность развивать практические навыки и умения в полюбившейся деятельности.
Каждый курс, реализуемый в системе дополнительного образования, в идеале должен быть представлен и программой ознакомительного уровня, это для тех, кто уже сделал свой выбор, но еще не решил до конца, готов ли посвятить себя какой-то определенной профессии или колеблется между несколькими направленностями. В Зеленоградском Дворце творчества детей и молодежи дополнительные программы ознакомительного уровня рассматриваются как важная ступень предпрофильного обучения, они уже дают серьезную основу для дальнейшего освоения дополнительных программ базового и углубленного уровней. Программы ознакомительного уровня рассчитаны на занятия 1‑2 раза в неделю, что совсем необременительно даже при существующей загрузке ребенка в основном образовании.
Ирина Силина, педагог-организатор, куратор экологического направления, рассказывает:
- Дополнительная программа ознакомительного уровня позволяет раскрыть основное содержание курса и подготовить ребенка к более трудоемким занятиям по программам других уровней. В экологии это шаг от общих понятий и популяризации к исследовательской деятельности и науке. Заинтересовать ребят обучением по дополнительным программам естественно-научной направленности сложно без практической деятельности. А серьезная практическая деятельность невозможна без элементарных понятий и навыков.
Прослеживая сложившуюся цепочку «мастер-класс - программа вводного уровня - программа ознакомительного уровня» и анализируя ситуацию перехода ребят, занимающихся по разным программам, с уровня на уровень, можно с уверенностью утверждать, что презентационная система работает, она в достаточной мере обеспечивает ситуацию первичного выбора, которая лежит в основе эффективности предпрофильного обучения. Тем не менее уже продуман следующий шаг, который поможет подросткам определиться с направлениями последующего профессионального выбора: совместно с Ассоциацией профессионалов социального проектирования (АПСП), которая является социальным партнером ЗДТДиМ, разрабатывается проект внедрения интеллект-карт как одной из перспективных форм организации обучения по дополнительным общеразвивающим программам. Уже первое знакомство с этой технологией, состоявшееся на Первом межрегиональном интеллектуально-творческом конкурсе «Графика знаний», дало возможность педагогам дворца оценить перспективы применения этого необычного инструмента.
- Интеллект-карта представляет собой радиальную инфографику знаний, мыслей и идей, - отмечает президент АПСП Сергей Лянгасов. - Лавинообразный информационный рост современного мира требует новых технологий обучения и планирования, связанных с визуализацией максимально сжатой информации, отходом от линейного представления и преобразованием в сетевую структуру - естественную для усвоения нашим мозгом. В таких условиях интеллект-карта становится мощным инструментом анализа и синтеза информации, который формирует иерархию представлений, выделяет ключевые понятия и их группы. Технологии применения интеллект-карт в познавательном процессе развивают мышление и интеллект, так как осуществляется работа со смыслами. Интеллект-карты создают с целью большего удобства и эффективности там, где используются интеллектуальный труд, проектный подход, планирование, структурирование информации.
Заслуживает внимания и новая программа «Социальное 3D-моделирование», реализация которой начинается с 1 сентября 2019 года. Одна из целей этой программы - профориентация детей и подростков. Данная программа объединяет социальное проектирование с дизайном и 3D-моделированием. Для этого есть много оснований. Во-первых, и социальное проектирование, и дизайнерская деятельность применяют проектные методы.
Во-вторых, в этих видах деятельности используется художественно-образное восприятие мира с более цельным представлением о действительности. Ведь реальный мир не делится только на физику, химию, биологию и другие школьные предметы.
В-третьих, появились такие понятия, как «дизайн-мышление», «социальный дизайн», что позволяет применять дизайн-проектирование не только на уроках технологии, но и в более широком плане.
В-четвертых, социальные и дизайнерские проекты реализуются командами, поэтому должны быть сформированы умения и навыки командной работы. Рабочая гипотеза состоит в том, что, объединяя эти виды деятельности, мы повышаем эффективность социального проектирования школьников и уровни компетенций, с ним связанные.
Это, несомненно, будет способствовать профориентации детей, а также значительно расширит их кругозор.
Сочетание традиционных и экспериментальных форм предпрофильной подготовки позволяет создать надежную стартовую площадку для детей и подростков с самыми разными потребностями, убеждая их в том, что нет ничего невозможного: для каждого существует свой собственный путь в мир знаний, науки и творческого труда!

Ирина ХАРИТОНОВА,
и. о. директора Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи