Активно развивается проект «Профессиональное обучение без границ», позволяющий ученикам еще в школе освоить специальность в интересующей их профессиональной сфере. В 2018‑2019 учебном году ученики восьмых и десятых классов школы №1692 воспользовались данной возможностью на базе Зеленоградского отделения МГПУ и на базе колледжа №50 имени Н.А.Злобина. Ребята выбрали курсы, позволяющие освоить такие специальности, как «фотограф», «помощник руководителя», «IT-куратор», «слесарь по ремонту автомобиля», «оператор ЭВМ», «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «повар». Каждый обучающийся, прошедший курс и успешно сдавший квалификационный экзамен, получил документ государственного образца - свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Вместе с этим документом ребята получили возможность успешно трудо­устроиться и более осознанно подойти к выбору индивидуальной траектории профессионального развития.
Старшеклассники, выбравшие технологический профиль обучения, воспользовались уникальными возможностями проекта «Учебный день в технопарке». Московский институт электронной техники предложил несколько курсов по выбору для наших ребят, каждый из них сделал выбор и в течение учебного года посещал лабораторные работы, семинары, мастер-классы в технопарке НИУ МИЭТ «Смарт-парк». Наиболее популярными стали:
- практические занятия и проектная деятельность по направлению «ИТ-системы сбора и обработки данных» (индустриальный партнер ООО «Тепломир»);
- лабораторные работы по созданию искусственного сердца (индустриальный партнер ООО «Эсдиар»);
- практические занятия по демонстрации работы интеллектуальных сенсоров (индустриальный партнер АО «ЗНТЦ»).
Помимо навыков ведения исследовательской деятельности, участники проекта приобретали профессиональные навыки по выбранным направлениям и смогли принять участие в предпрофессиональном экзамене, на котором показали довольно высокие результаты. Результаты предпрофессионального экзамена учитываются высшими учебными заведениями - участниками проекта и позволяют абитуриентам получить преимущество при поступлении.
- Меня приятно удивил интерес подростков к военной карьере, - рассказывает подполковник Александр Авраменко, офицер-воспитатель 7‑го кадетского класса, - ребята-кадеты в течение года активно участвовали во всех проектах: спартакиаде кадет, мероприятиях Совета ветеранов района Силино и Зеленограда, экскурсиях в музеи военной техники и исторических мероприятиях Москвы. В течение года повысилась успеваемость, класс сплотился, сформировалась эффективная система самоуправления.
- Благодаря педагогам колледжа и практико-ориентированным занятиям, - отмечает классный руководитель 8‑го класса Елена Ковалева, - ребята выбрали специальности по душе и успешно сдали квалификационный экзамен. Многие уже выбрали для себя курсы на следующий год. Если ученик сам приходит в свободное время на занятия, значит, он действительно заинтересован.
- Проект «Учебный день в технопарке», - вспоминает классный руководитель 11‑го технологического класса Елена Плехова, - как все новое, немного напугал родителей, но представители НИУ МИЭТ и администрация школы доступно и убедительно рассказали родителям и ребятам о возможностях и преимуществах участия в данном проекте и новом для многих предпрофессиональном экзамене, дающем преимущества при поступлении в технические вузы, и мы решились. Когда в конце года наши школьники наряду с учениками проекта «Инженерный класс в московской школе» участвовали в предпрофессиональном экзамене и показали высокие результаты, мы, конечно, были горды и рады.
- «Учебный день в технопарке» - это, по-моему, - рассуждает выпускница 11‑го технологического класса, обладательница медали «За особые успехи в обучении» Дарья Карпухина, - современный урок, каким он должен быть в школе XXI века: это современное оборудование, широкий выбор направлений обучения, возможность учиться у больших профессионалов. Мы работали в настоящих лабораториях, освоили навыки исследовательской работы, которые понадобятся в вузе, смогли подготовиться к предпрофессиональному экзамену. Я набрала 84 балла и думаю, что этот результат поможет мне поступить именно в тот вуз, который я выбрала. По результатам трех экзаменов у меня 261 балл, но на всякий случай я сдала ГТО на золотой значок и прошла предпрофессиональный экзамен - это придает уверенности. Здорово, что в Москве есть такие возможности для школьников.

Ольга ПРОХОРОВА,
заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1692