Очевидно, что перед младшими школьниками еще не стоит задача выбрать профессию. В процессе профессиональной ориентации формируется профессиональное самоопределение, поэтому подготовка ученика к осознанному выбору будущего профессионального пути - одна из важных задач школы, работу по решению которой необходимо начинать уже на начальном уровне образования, где проходит лишь подготовительная стадия профильного обучения. Как правило, подготовка заключается в пополнении и углублении знаний об окружающей действительности, развитии интеллектуально и эмоционально-волевой сферы, формировании способности к самоопределению. Самоопределение - это длительный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют сначала родители, а затем и педагоги. Но лишь соединение усилий самих обучающихся, родителей, педагогов, психологов дает качественный результат.
Работа педагогического коллектива начальной школы по ранней профилизации осуществляется по следующим основным направлениям:
- организация межпредметной работы в рамках всех преподаваемых дисциплин;
- организация и проведение внеклассных мероприятий;
- организация экскурсионной работы;
- организация профориентационной проектно-исследовательской деятельности.
Перед педагогическим коллективом стоит задача комплексного подхода к созданию насыщенной образовательной среды, которая будет способствовать развитию интереса к тому или иному предмету, активизировать интеллектуальные и эмоциональные ресурсы обучающихся. Каждый педагог знает, что в младшем школьном возрасте успех отличного усваивания информации кроется в активных формах познания: использование современных технических средств на уроках, активное применение интегративности в учебном процессе. Современные программы обучения в начальной школе уже включают в себя темы, которые знакомят младших школьников с миром профессий в рамках уроков окружающего мира, изобразительного искусства, иностранного языка. Уроки, на которых дети вовлекаются в процесс познания в качестве исследователей, вызывают живой интерес со стороны обучающихся. Используя межпредметные связи, педагог на разных уроках может говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Очень популярная в последнее время проектная деятельность, гармонично сочетающая учебную деятельность с деятельностью творческой, позволяя ученикам реализовать свой творческий потенциал. Работая над проектом, ребенок вовлечен в исследовательский процесс, который успешно сочетает в себе и учебную, и творческую деятельность, формируя тем самым умение решать нестандартные задачи, способность к познавательной активности.
Внеурочная деятельность всегда была важна для самопознания. В настоящее время, в руках педагогов находится колоссальный по объему инструментарий, с помощью которого можно раскрыть способности ребенка. Различные проекты по экологии («Детский реестр зеленых насаждений», проект «Покорми птиц»), технологии (проект «Учебный день в технопарке»), межпредметным связям («Музеи. Парки. Усадьбы»), парки профессий (где в игровой форме ребенок учится работать, получает навыки коммуникативного общения, учится считать и тратить заработанное) позволяют ребенку накопить свой собственный опыт и лучше понять, что ему нравится, а что нет. Организованное соответствующее пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка (вовлечение ребенка в кружковую работу, посещение секций, творческих объединений) является также важным для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время.
Налицо и эффективность экскурсионной деятельности, которая не только служит дополнительным рычагом для гармоничного развития личности и стимулирует любознательность, но и дает возможность непосредственного знакомства с особенностями работы людей разных профессий. В последние годы набирает популярность всероссийская акция «Неделя без турникетов», когда ведущие предприятия России открывают свои двери, чтобы ознакомить школьников с работой предприятий, расположенных в их регионе, помочь с профориентацией, дать возможность пообщаться со специалистами.
Предпрофильная работа в школе ступенчата и проходит на всех уровнях школьного образования. Очень важно, чтобы подготовительная работа в предпрофильном направлении начиналась именно с начальной школы. Система профильного обучения старшей школы должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в начальной и основной школе. Проблема профессионального самоопределения является значимой в современной жизни. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких. Наша задача как педагогов - научить ребенка выбирать правильный профессиональный путь, быть счастливым гражданином, трудящимся на благо своего государства.

Анастасия НИКИТЕНКО, заместитель директора по содержанию образования школы №852