Мне бы хотелось остановиться на трех аспектах «воспитательной педагогики», рассматривая само понятие «педагогика» несколько шире, чем привычные «уровни» - семья, детский сад, школа. Думаю, что все мы прекрасно понимаем, что авторитетом для ребенка может стать любой взрослый человек и крайне важно, чтобы его влияние не было диктаторским и пагубным.
Итак, три аспекта: патриотическое воспитание, общественная деятельность и ранняя профориентация.

Патриот и гражданин
Как писал полтора столетия назад Николай Добролюбов, «в человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше». На собственном опыте мы убеждаемся, что так оно и есть. Нужно, чтобы дети ощутили, прочувствовали это как можно раньше.
В нашей стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, нравственным ориентиром служит в первую очередь подвиг народа в Великой Отечественной войне. Зеленоград - молодой город, его начали строить в конце 1950‑х - начале 1960‑х. Но земля, на которой мы живем, стала ареной для ожесточенных сражений в битве за Москву, по нашей территории проходила линия фронта, последний рубеж, на котором враг был остановлен.
Об этом знает каждый школьник, и не только из учебников, фильмов и книг. О военных буднях и бытовых особенностях того времени повествуют музейные экспозиции. В моей родной 842‑й школе музей боевой славы гвардейцев-панфиловцев был создан в 1963 году. Документы, фотографии, подлинные предметы военных лет кропотливо собирались учителями-энтузиастами и самими учениками. Наша семья передала в музей немецкую гармошку - этот трофей привез с войны мой двоюродный дед, единственный из фронтовиков по отцовской и материнской линии, кто вернулся домой после победы, четверо пропали без вести...
В детстве мы с друзьями часто играли «в войнушку», на территории нашей школы были остатки окопов и блиндажа. Помню, какое впечатление произвел на нас, мальчишек, рассказ о том, что останки неизвестного солдата для захоронения у Кремлевской стены были взяты из братской могилы на 40‑м километре Ленинградского шоссе, где сейчас находится мемориал «Штыки».
С годами «эхо войны» стихает, но остаются в памяти примеры героизма, отваги, стойкости, доблести. Об этом рассказывают в том числе экспонаты школьных музеев Зеленограда, и самое ценное - что тематические экскурсии проводят сами школьники. У многих юных краеведов интерес к истории сохраняется на долгие годы.
Недавно на встрече с представителями Молодежной палаты района Старое Крюково я узнал об интересном проекте, который реализует Феруза Казакова - она разработала пеший маршрут «Зеленоград - живой памятник победы»; во время прогулки делился с земляками и гостями города малоизвестными фактами о Николаевской железной дороге и станции Крюково, о деревнях, на месте которых выросли современные микрорайоны, об Иване Панфилове и его стрелковой дивизии… Сейчас Феруза готовит продолжение экскурсии - с охватом всей территории Зеленограда.
Собственно, этот проект пересекается со следующей темой - общественная деятельность. Но к ней я перейду чуть позже.
Продолжая разговор о патриотическом воспитании, хотелось бы отметить, что к работе с молодежью активно привлекаются ветераны Зеленограда. Это очень важный момент, потому что наряду с преемственностью должно быть и единство поколений. Безусловно, «проблемы отцов и детей» в том или ином виде никому не избежать, но есть вечные ценности, семейные и культурные традиции, призванные нас объединять. Добавлю: еще и спортивные традиции. Победы в спорте высших достижений - повод для гордости за свою страну. Но и массовый спорт имеет не меньшую идеологическую наполненность: это путь к здоровому образу жизни и долголетию, это самодисциплина и активный досуг на многие годы...
Совсем недавно вопрос патриотического воспитания поднимался на I городском форуме общественности Зеленограда и нашел отражение в резолюции. Это значит, что актуальность работы с молодежью именно в таком ключе осознают не только педагоги общего и дополнительного образования, но и участники самых разных общественных организаций, НКО, волонтерских объединений.

И себе, и людям
В качестве небольшой преамбулы я хотел бы напомнить профессиональному сообществу о новаторской методике 1980‑х годов «Педагогика сотрудничества». Отчет учителей-новаторов, который в народе пере­именовали в манифест, был опубликован 18 октября 1986 года в «Учительской газете» (мне как постоянному читателю с большим стажем врезался в память этот момент). Коммунарский девиз «Все делать творчески, иначе зачем?» звучал тогда очень современно, да и сейчас, я полагаю, не менее актуален.
Так вот, я благодарен судьбе за то, что вырос как раз в такой атмосфере сотрудничества. Когда мы учились в пятом или шестом классе, в нашу 842‑ю школу пришел новый директор Нелли Григорьевна Зверева. Ее супруг Олег Семенович Газман, известный советский педагог, заведовал Лабораторией игровой деятельности Академии педагогических наук СССР.
Нелли Григорьевна и еще несколько учителей привнесли в нашу школу такое понятие, как воспитание через игру. А главным проводником этих традиций был молодой преподаватель физкультуры Михаил Николаевич Митин. Я в эту «идеологию улыбчивой педагогики» погрузился с головой, в старших классах сам стал вожатым. Началась такая насыщенная жизнь! Мы занимались по-настоящему творческой работой, когда тебя буквально затягивает в водоворот идей.
Столько было ярких, незабываемых моментов! Помню, как по аналогии со «Снежной республикой» (проект энтузиастов из Липецкого пединститута - «орлятские игры» с полным погружением на неделю) была организована «Весенняя республика» в Зеленограде. И на протяжении нескольких лет зимой в Липецк приезжала делегация юных зеленоградцев, а липецкие школьники - весной с ответным визитом.
В результате такой бурной деятельности, новых, свежих веяний сразу шестеро ребят из нашей параллели пошли в пед­институт. Мы выбрали индустриально-педагогический факультет МГПИ имени Ленина, где готовили преподавателей технических дисциплин, труда, а также физики и математики и можно было получить сразу два диплома - инженера и учителя.
В вузе наша команда продолжала заниматься активной общественной работой: КВН - это мы, летние лагеря - мы, коммунарские сборы - тоже мы. На третьем курсе стали вне­штатными сотрудниками Лаборатории игровой деятельности Академии педагогических наук СССР у Газмана. В 1989 году во всесоюзном лагере «Орленок» прошел первый слет педагогики сотрудничества - нас туда направили вожатыми. Я до сих пор уверен, что своим духом, уникальностью, самобытностью «Орленок» обязан именно коммунарскому движению.
Будучи старшекурсниками, мы проводили семинары по этой тематике для завучей по внеклассной работе в Риге, Минске, Калинине (ныне Тверь)... И моя дипломная работа была посвящена тому же направлению - «Проект школы нового типа». На защите присутствовал заслуженный учитель Сергей Зиновьевич Казарновский и сразу предложил мне стать директором частной школы «Класс-центр музыкально-драматического искусства» при театре-студии «Театр, где играют дети». Там в течение года я был один во многих ипостасях: и директор, и завхоз, и преподаватель…
Затем по личным обстоятельствам мне пришлось заняться бизнесом: после трагической гибели отца остался главным кормильцем в семье, и у самого уже росла маленькая дочка. Начался новый этап моей трудовой биографии, но мне и сегодня очень помогают те принципы, которые были заложены в школе, в вузе, в «Орленке». Например, один из основных принципов вожатого «Орленка» - знать кое-что обо всем и все кое о чем. Ты должен уметь поддержать разговор в любой компании на любую тему, но в определенной отрасли иметь глубокие знания, быть профессионалом.
Сейчас очень популярны так называемые курсы личностного роста. В их основе многое из того, что делали Газман и его соратники. Но цель у педагогики сотрудничества была иная - зажечь искорку, чтобы дети в школу бежали вприпрыжку, как мы когда-то, а не зарабатывать деньги на разовых «тренингах»… Для нас, как для самого Олега Семеновича, коммунарство было образом жизни, а не набором ритуалов и практик.
У меня за плечами отличная школа лидерства. Как член президиума Общественного совета Зеленограда я много общаюсь с молодежью, со школьниками и всегда подчеркиваю, что конкретные дела говорят о человеке больше, чем слова и лозунги. Мне приятно наблюдать за ребятами, которые нацелены на будущее, выступают с интересными начинаниями и не только выдвигают идеи, но и планомерно трудятся над их воплощением. Считаю, что надо оказывать всемерное содействие волонтерам, молодежным командам и добровольческим группам в продвижении социально значимых проектов.
Иногда доводится слышать, что коллективизм нынче не в моде, якобы это вчерашний день, мол, каждый сам за себя: молодежь сидит по домам, уткнувшись в гаджеты, на предприятиях вместо людей скоро будут работать одни машины и автоматы, с кем тут сотрудничать? В корне не согласен. Такие понятия, как солидарность, общность интересов и целей, взаимовыручка, никогда не утратят своего значения. А творческая жилка и смекалка испокон веков жили в нашем народе, как и привычка значимые дела обсуждать всем миром и делать сообща. К этому призывает и педагогика сотрудничества: она воспитывает умение слышать и понимать друг друга, стимулирует любознательность и поддерживает творческий запал многие десятилетия…
Призвание как доминанта
И, наконец, третий аспект - профориентация. В последнее время мы можем наблюдать такую общую тенденцию, как выявление склонностей и способностей ребенка чуть ли не с колыбели. Этим увлечены родители, которые хотят раскрыть все таланты своего чада; этому способствуют дошкольные учреждения - образовательные и досуговые, со специальными программами для самых маленьких. Но, говоря про раннюю профориентацию, я как директор с четвертьвековым стажем вовсе не подразумеваю, что руководителю промышленного предприятия надо заниматься поисками персонала прямо в детском саду.
Когда-то давно попалось забавное высказывание: если у каждого ребенка сбудется заветная мечта, мир заполнится пожарными и милиционерами. И все же давайте оставим малышам их первые любимые профессии: продавец мороженого, водитель автобуса, космонавт… Согласен, благодаря современным гаджетам круг их интересов намного шире, но вряд ли кто-то мечтает стать токарем или технологом.
По моему мнению, в масштабную профориентационную деятельность надо вовлекать школьников, начиная с четвертого-пятого класса. С 2007 года на ведущих предприятиях Зеленограда проводятся часы профориентации для учеников школ и студентов технических лицеев. Я был инициатором ряда программ по профессиональному просвещению. В цехах нашей научно-производственной фирмы постоянно бывают с экскурсиями учащиеся из Зеленограда и Солнечногорского района. Приглашаю поучаствовать и других директоров - своих коллег по Зеленоградскому деловому клубу, сопредседателем которого являюсь.
Безусловно, кадровая проблема стоит довольно остро не только в промышленности. Не хватает грамотных специалистов во многих отраслях, в том числе в медицине и сфере образования… Но если за работой учителя и врача, водителя и продавца мы постоянно наблюдаем в повседневной жизни, то для знакомства с профессией инженера, фрезеровщика, слесаря-сборщика, монтажника надо непременно приглашать ребят на производство. Чтобы посмотрели на современный станок с ЧПУ, управлять которым не менее увлекательно, чем играть на компьютере. Чтобы проследили весь технологический процесс превращения деталей в готовое изделие. Чтобы увидели романтику трудовых будней, полет инженерной мысли, эффективность мозгового штурма, коллективный настрой на результат и радость созидания.
А напоследок еще одна, итоговая цитата, от Харуки Мураками: «Профессия изначально должна быть актом любви, а не браком по расчету». Предлагаю развить эту мысль. Нужно прививать детям любовь: к профессии, к труду, к людям, к Родине. Чтобы их жизнь стала полноценной и счастливой, без «бракованных» страниц.

Андрей ТИТОВ,
председатель управляющего совета школы №842

Досье

Андрей Титов, выпускник индустриально-педагогического факультета Московского государственного педагогического института имени Ленина (ныне МГПУ), второе высшее образование - юрфак Московского государственного университета имени Ломоносова. Основатель и генеральный директор Научно-производственной фирмы «МТ-Модуль», почетный работник промышленности города Москвы. С 2012 года депутат муниципального собрания «Силино» Зеленоградского административного округа.
Родился и живет в Зеленограде. 35 лет назад окончил среднюю школу №842, в настоящее время возглавляет управляющий совет своей альма-матер. Отмечен благодарностью МВД России за участие в патриотическом воспитании молодежи.