Пристальное внимание к теме здоровья имеет исторические предпосылки и отвечает актуальным потребностям округа в совместной системной работе школы как интегратора городских интеллектуальных ресурсов, Общественного совета при ДОНМ, МГПУ в лице научно-исследовательских подразделений, осуществляющих научно-исследовательские работы, ГДП №105, Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора, популяризирующих современные научные знания о здоровом поведении, научно-производственных компаний сегмента «здоровье», поставляющих высокотехнологическое оборудование для решения комплексных задач профилактики, в том числе для мониторинга здоровья, использования в учебном процессе на уроках биологии, в медицинских кассах, психолого-педагогическом сопровождении.
Существует несколько подходов к пониманию наукоемкого образования. С позиции оценки результативности сложившейся системы и практик наукоемкость предполагает использование научных методов измерений образовательных результатов, получаемых при данном уровне развития технологий. О наукоемкости можно говорить при применении новых знаний как в обновлении содержания образования, так и в дизайне образовательных программ, педагогическом процессе. Другими словами, фактор наукоемкости проявляет себя при отборе учебного материала и способа его трансляции (чему учить и как учить). Наукоемкость позволяет соединить научное знание и процесс образования, формирующее понимание учеником того факта, что все мы живем по законам природы и общества, которые недопустимо игнорировать и нарушать, поскольку пренебрежение знанием опасно для самого человека, для общества. Так или иначе наукоемкость свидетельствует о качестве образования, является его атрибутивной характеристикой и показателем конкурентоспособности образовательной услуги.
Развитие московской системы образования отличается высокими показателями качественных изменений, в том числе и за счет своей наукоемкости.
Посредством проведения научно-исследовательских работ в формате фундаментальных, прикладных и поисковых исследований на протяжении последних десяти лет в округе накоплены научные знания о динамике детской заболеваемости; гендерных особенностях, взаимосвязи когнитивно-поведенческих аспектов и проблемы формирования субъектной установки здорового образа жизни, актуальных возрастных задачах формирования здорового и безопасного поведения; позициях педагогического и родительского сообщества по проблеме здоровья детей в Москве; практике нормоприменения и исполнения законодательства об охране здоровья; содержании и реализации образовательных и просветительских программ формирования грамотности в области здоровья, навыков, компетенций health skills; инфраструктуре профилактики и имиджа темы здоровья в московском мегаполисе (urban health).
Полученная информация активно используется в образовательном процессе. В школах округа ведется научно-просветительская работа в целях популяризации научного подхода к окружающей действительности, распространения научных знаний о здоровье человека, его сохранении, вовлечения обучающихся и педагогов в научные исследования. В 2018‑2019 учебном году в 16 школах совместно с Московским городским университетом и Центром гигиенического образования населения Роспотребнадзора было проведено 129 уроков здоровья с охватом 5455 обучающихся начальной и средней школы. Тематика встреч определялась с учетом возраста и актуальности запроса по результатам проведенного в школах мониторинга здоровья и ЗОЖ среди обучающихся. Для начальной школы актуальными стали вопросы личной гигиены и организации режима дня школьника, в средней и старшей школе - организация питания, гигиена информационных технологий, гендерные особенности личной гигиены и профилактика инфекционных заболеваний.
Создана единая система трансляции опыта и новых знаний: научно-методические городские семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, популяризация совместной работы, наполнение школьных сайтов, публикации, дополнительные профессиональные программы.
Систематизация знаний и существующих практик позволила продемонстрировать в рамках проекта взаимообучения московских школ (май, 2019 г.) модель формирования грамотности в области здоровья у обучающихся посредством актуализации тематики ЗОЖ в учебной и внеурочной работе, создания надежных и безопасных условий обучения, применения инновационных методов оценки здоровья. Школы-соорганизаторы, в которых экспериментально апробирована модель школьной команды здоровья, показали, как можно интегрировать результаты исследовательской работы в повседневную практику.
Школа №1194 представила слушателям опыт применения донозологической диагностики в школе и методику здоровье­сберегающего психолого-педагогического сопровождения на основе ее результатов. Донозологический контроль направлен на оценку функциональных состояний организма, возникающих в процессе перехода от нормы к патологии. Для профилактической работы в школе этот метод позволяет своевременно выявлять критические уровни адаптационных возможностей организма школьников и принимать адекватные меры по предупреждению заболеваний, минимизации факторов риска и сопровождению ребенка в этом процессе.
Опыт внедрения здоровьесохраняющей проблематики в воспитательный процесс продемонстрирован школой №1151. Предметом обсуждения стала организация внеурочной работы на основе комплексного мониторинга здоровья и школьных традиций ЗОЖ, в том числе: алгоритм включения детей с различными функциональными состояниями в систему мероприятий, формирующих ценность здоровья; организация непрерывного гигиенического воспитания и формирование ценности ЗОЖ обучающихся: формирование традиций ЗОЖ, преемственность по ступеням; новые формы социального партнерства с семьей - создание копилки материалов для родителей, включение вопросов здоровьесбережения в тематику групповых консультаций, собраний; здоровьесберегающее сопровождение труда педагогов - мотивация педагогов к здоровому образу жизни, мероприятия по предупреждению эмоционального выгорания, создание методической копилки для обмена опытом; система доступных практических упражнений и рекомендаций по работе со стрессовыми состояниями.
Представлен опыт организации групповых мероприятий по тематике ЗОЖ. Тема профилактики нарушений пищевого поведения была затронута на площадке школы №718. Слушатели участвовали в квест-игре «Школа правильного и здорового питания», которая успешно применяется в школе.
Возможности решения задачи по сохранению здоровья обучающихся средствами образования обсуждались на площадке школы №719. Знания о здоровье могут быть интегрированы в содержание естественно-научных и гуманитарных предметов (биологии, химии, физики, физической культуры, ОБЖ). Педагоги школы стремятся задействовать потенциал предметной области в решении задачи по формированию научного мировоззрения детей в вопросах здоровья. Слушателям был представлен проект разработки интегрированных уроков по химии, биологии и физической культуре с использованием технологии донозологического контроля. В рамках реализации школьного проекта «Индивидуальная профилактическая траектория физического развития учащихся 6‑7‑х классов» учителя физкультуры работают по обогащению содержания учебных предметов знаниями и практическими навыками по теме «Здоровье».
Разнообразный и одновременно целостный опыт школ ЗелАО Москвы в направлении сохранения здоровья и формирования соответствующих компетенций обучающихся основан на актуальных научных знаниях, сформирован в результате многолетней апробации разработок при научном сопровождении и участии научных подразделений столицы.

Елена НЕХОРОШЕВА, заведующий научно-исследовательской лабораторией МГПУ;
Александр БУРЗИН, директор школы №718