Детская мечта
Даже в детских воспоминаниях образ мамы выглядит очень по-учительски: вечер, мама дома - красивая, сосредоточенная и такая по-домашнему родная, она склонилась над конспектами за письменным столом, готовится к завтрашним урокам, а сбоку стопка еще не проверенных детских тетрадей. Следующее утро: мама стройная, приветливая, спешит по школьному коридору, правда, теперь она не только учитель математики Лещиновской школы Нижнеломовского района Пензенской области, но и ее директор. И в сердце у маленькой Нади, прилежной ученицы этой же школы, восхищение и гордость за любимую маму, а еще огромное желание быть такой же, как она!
Что ж, сильные желания имеют привычку сбываться. Видя учительскую профессию со всех сторон, Надежда не испугалась и не изменила своей детской мечте. Даже несмотря на то что папа просил дочку серьезно подумать, когда та оканчивала выпускной класс. Он сам учился в сельскохозяйственном вузе и работал по профилю, считал, что учительство - дело трудное. Дочка слушала, все понимала, но, как только представляла себе, что никогда не войдет в класс с журналом, не поздоровается с детьми, от этой перспективы становилось даже жутко!

Немного истории
Поэтому сомнения были отставлены в сторону, и Надежда поступила в Пензенский педагогический институт на специальность учителя физики и математики. Окончила вуз в 1990 году с красным дипломом, в 93‑м вышла на работу. Перерыв случился по уважительной причине - перед самой защитой Надежда родила сына. Как только мальчик немножко подрос, мама устроилась учителем математики в школу в городе Заречном, куда переехала по семейным обстоятельствам. Город интересный: «закрытый», создан в 1958 году, предприятия работают на оборонную промышленность, требования к подготовке заводских специалистов повышенные. Школам необходимо соответствовать и давать детям углубленные знания, особенно по физико-математическому профилю. Именно с этой целью в 1995 году в городе был создан лицей №230, в который детей зачисляли по конкурсу в пятый класс, начальной ступени обучения в лицее не было. Конкурс доходил до пяти человек на место. Сегодня условия и требования изменились, конкурсы отменили, но, как говорит Надежда Николаевна, лицей старается удержать свои позиции и повышенный уровень знаний учеников. В последние два года стали набирать свои начальные классы, всего в лицее около 500 учащихся.
Не могла не спросить о номере, все-таки не в каждом городе встретишь школу, а тем более лицей, под номером 230. Объяснение такой нумерации идет от статуса города, говорят, когда лицей создавался, у города было московское подчинение, и нумеровались школы особенным образом, в масштабах страны. Поэтому первая школа в Заречном была под номером 216, а лицей стал 230‑м.

Конкурс - это серьезно
В лицее работают сильные педагоги, и, как говорит Надежда Петрунина, все они очень хорошая команда. В 2008 году учителем года России стал педагог лицея Дмитрий Васильевич Поздняков. Учитель музыки Анна Александровна Булик в 2014‑м вышла в финал всероссийского этапа конкурса. Ежегодно школа выставляет на муниципальный этап своего участника, и они очень часто оказываются в числе призеров и победителей. Надежда Николаевна рассказывает, что, когда готовилась к конкурсу, лицейская команда коллег ей очень помогла. В тот момент как раз пришлось взять два новых пятых класса и в одном из них еще классное руководство. Петрунина пришла в свой 5‑й «А» и попросила ребят ее дождаться, пообещав, что после конкурса обязательно к ним вернется. После такого знакомства пятиклассники стали ее самыми преданными болельщиками. Теперь они уже перешли в шестой, а из двух девятых, которые Надежда Николаевна тоже выпустила в этом году, формируется один десятый класс, его она поведет дальше.
Петрунина шла на конкурс со своей концепцией. Основная идея - воспитание самостоятельной личности. Современные подходы в образовании не случайны, они откликаются на окружающую действительность, в частности на возросший поток информации. Поэтому на первый план выходит задача научить ребенка быть самостоятельным, не бояться этого потока и разбираться в нем. По мнению Надежды Николаевны, этому способствуют разные технологии, она наиболее активно использует технологию смешанного обучения, при которой традиционная классно-урочная система сочетается с современным цифровым образованием. Это актуально и востребовано, дети в этом направлении активно развиваются, а задача учителя - направить их в нужное русло, чтобы в Интернете они искали информацию, которая поможет им стать образованными, умными, воспитанными людьми.
На конкурсе Надежда Петрунина показывала свою работу в рамках модели «Перевернутый класс», которую часто использует в повседневной практике преподавания. Почему именно эту систему решила показать? Говорит, что на уроках математики главным по-прежнему остается умение решать, именно этому она должна научить своих ребят, несмотря ни на какие новые подходы и веяния. Бывает, что не хватает времени именно на то, чтобы ребенок сам решал задачи и разбирался в них. Это натолкнуло Надежду Николаевну на поиск новых подходов и вариантов, при которых наиболее возможна самостоятельная работа ребенка с задачами. Модель «Перевернутый класс» позволяет это делать, поэтому учитель решила ее использовать. Говорит, что результаты ее устраивают, конечно, есть и сложности, но в целом она довольна. Дети самостоятельно изучают теорию, конечно, не в чистом виде, а по плану, который готовит учитель. Идея в том, что ребята должны прийти на урок с первичной базой теоретических знаний и со своими вопросами.
- И мы начинаем, разбирая теорию, больше налегать на практику, - говорит Надежда Николаевна, - поэтому получается, что мои дети за урок в целом решают больше, чем при обычном подходе. Современное интерактивное образование при такой модели очень помогает. У меня есть свой сайт, и дети могут со мной общаться помимо урока, задавать свои вопросы. Но, чтобы они у ребят возникли, я должна сама очень хорошо подготовиться, например придумать таблицы, схемы, чтобы ребенок, опираясь на них, изучал новый материал неформально и вопросы у него возникали.

Немного о личном
Я спросила Надежду Николаевну, как изменило появление цифровой реальности традиционные отношения учителя и ученика, что нового в них появилось. По ее мнению, в глобальном плане изменилось мало. Отношения «учитель - ученик» остаются такими же, как в те годы, когда она только начинала работать в школе:
- Эти традиции вечны и будут всегда, как мне кажется. Потому что всегда детям интересно с учителем, который знает предмет и интересен как человек. Учитель при этом должен уметь показать и рассказать, чем хорош его предмет, например, математика учит думать, находить верное решение. Когда ты по-настоящему любишь детей, не играешь, не актерствуешь, тогда дети к тебе тянутся и готовы выражать свои истинные чувства. Эти отношения остаются, но, конечно, от учителя требуется отдача.
Интересная подробность: в жизни получается так, что всю теорию Надежда Николаевна подтверждает практикой. Даже об изменении отношений «учитель - ученик» под воздействием временного и цифрового влияния мы говорили не просто так, а по поводу. У Петруниной двое детей - старшему сыну 28 лет, а младшей дочке скоро будет 12. Кого, как не их маму, спрашивать об изменении поколений и восприятий. Она эти изменения видит не только в школе, но и переживает вместе с семьей. В ней, кстати, особенно много математики! И хотя муж работает врачом, зато у дочки царица наук - любимый предмет. Девочка успешно выступает на олимпиадах, хорошо учится, и мама, как сама говорит, старается не вмешиваться в ее учебный процесс. Девочка учится в другой школе.
- А еще мне очень повезло со свекровью! - говорит Надежда Николаевна. - Нина Ивановна Петрунина работала долгое время в лицее учителем математики и очень помогала мне в пору моего становления как учителя, когда я только начинала, она была моим наставником. Она и сейчас мне всегда готова помочь. Очень опытный и востребованный учитель, заслуженный человек. Среди ее учеников много известных людей, в том числе и руководители нашего города и предприятий.

Блицопрос
- Надежда Николаевна, на ваш взгляд, что самое трудное в учительской профессии?
- Трудностей много. Во-первых, излишний бюрократизм. Мне особенно трудно подстроиться под многочисленные требования в работе с документами. Я устаю от заполнения бумаг, трачу на это много времени и до последнего стараюсь отложить выполнение этой работы. Сегодня очень много лишних бумаг, и приходится выбирать: или ты заполняешь все это в ущерб работе с детьми, или ты занимаешься своими прямыми обязанностями - обучением и воспитанием детей. Я к бюрократической работе стараюсь относиться исходя из здравого смысла: сегодня одни требования, завтра будут другие, а учитель должен оставаться учителем, для которого главное - это дети.
- Каким должен быть учитель?
- Учитель должен знать свой предмет. Во-первых, он должен отвечать за качество информации, быть специалистом в своем предмете. Отвечать за доступность информации, быть специалистом в поиске, обработке, представлении информации. Во-вторых, немаловажно, чтобы учитель оставался для детей примером человека, который комфортно чувствует себя в современном мире. Его пример должен показывать ребенку значимость и ценность той информации и тех знаний, которые он несет. Сколько бы нравоучений мы ребенку ни высказывали, он поступит, руководствуясь нашим примером, а не словами.
- Насколько легко или трудно учителю чувствовать себя комфортно в современных условиях, особенно с учетом наших негативных моментов, когда постоянно растут требования к учителю, а социальная поддержка и зарплата сильно отстают?
- Да, нелегко. Прежде всего надо оставаться самим собой. И хотя мы транслируем государственный заказ, все равно это приходится пропускать через себя. Надо понимать, что ты принимаешь, а что - нет, с чем ты готов мириться, а с чем ни в коем случае не будешь. Я для себя определилась с выбором и исходя из этого преподношу детям себя и информацию. Надо уметь делать выбор и расставлять приоритеты. Настоящие человеческие качества всегда были и будут, так же как и трудности. Но у человека одна жизнь, и если мы постоянно будем жаловаться, что все плохо и нам недоплачивают, лучше от этого никому не станет. Надо жить в настоящих условиях и стараться делать эту жизнь лучше и показывать детям, что жить надо здесь и сейчас. И при этом оставаться людьми.
- О чем больше всего мечтаете в жизни и чем увлекаетесь в свободное время?
- Со свободным временем трудно. Прошлый отпуск я проводила, участвуя в конкурсе. Этот - участвуя в жюри нового конкурса, сейчас занимаюсь проверкой и оценкой сайтов нынешних конкурсантов. Но обычно мы с семьей любим путешествовать, мы обязательно куда-нибудь ездим каждый год - и за границу, и по России. В этом году успели провести десять дней на острове Крит в Греции. А главная мечта, наверное, в том, чтобы и дальше было интересно жить. Чтобы у всех моих детей - и родных, и тех, кого я учу, - все сложилось в жизни. Когда я приезжаю к своей маме, у нее всегда много гостей. Приходят и приезжают бывшие ученики, делятся своими проблемами и достижениями. А мама всегда находит для каждого доброе слово. Я хочу, чтобы у меня было так же. Чтобы мои ученики оставались моими всегда, чтобы мы общались и они обо мне помнили.

Пенза