В современном мире школа должна формировать у своих учеников новые компетенции, которые будут востребованы не только сегодня, но и завтра, в их взрослой жизни. Поэтому в портрете выпускника в рамках ФГОС продекларирована одна из основных компетенций - умение учиться. Подготовить обучающихся к непрерывному образованию для успешного осуществления их жизненных планов, то есть научить учиться, и привить им потребность в образовании в течение всей жизни, доказать значимость этой компетенции - вот сегодня главная задача школы.

Люди тысячелетиями учились, черпая информацию из бумажных источников в библиотеках, архивах, создавая свои библиотеки. Век информатизации сломал этот стереотип. Для детей XXI века Интернет становится единственным источником информации, хотя культура владения им еще недостаточно сформирована, поэтому не случайно появился проект «Информационно-библиотечный центр», который формирует инфраструктуру чтения в лицее. Наши инновации в ИБЦ обращены прежде всего к детям.

Реализуя проект по развитию функционального чтения, мы приобщаем детей к отечественной и мировой культуре, к предметным знаниям с помощью компьютерных технологий; ломаем стереотип «компьютер - игра, развлечение, забава», формируем в сознании и детей, и взрослых культуру пользования как печатными, так и электронными источниками информации для успешной социализации.

Наш проект дает возможность двухсменным переполненным школам, таким как лицей №5, оптимально использовать читальный зал библиотеки и другие помещения в образовательных и воспитательных целях для формирования общекультурной читательской компетентности обучающихся. Современная инфраструктура нашего информационно-библиотечного центра - это не только читальный зал, но и актовый, микролаборатории по физике, химии, биологии, информатике, кабинеты-музеи, конференц-зал, кабинет дистанционного обучения, кабинет робототехники, телестудия, электронная учительская. В итоге у нас получился скорее не информационно-библиотечный центр в школе, а школа в этом центре.

В единую локальную сеть все зоны ИБЦ объединяют два собственных сервера. В любой точке пространства школы всегда есть возможность воспользоваться ресурсами Глобальной паутины. Wi-fi доступен для всех без исключения, но доступ в Интернет осуществляется в двух режимах - по ваучеру гостевого доступа и корпоративного. В первом случае это будет Интернет с фильтрованным контентом, для детей, во втором - открытый, для учителей. Ваучеры бесплатные, их можно получить в библиотеке. Системный администратор следит за потоком трафика.

Министр просвещения Ольга Васильева ввела в обиход новое понятие - «смешанный урок», когда «половину учебного времени занимает объяснение учителя, а вторую - занятие при помощи цифровых технологий». Уже сегодня многие учителя лицея предлагают детям на уроке самостоятельно работать с ресурсами РЭШ с последующей проверкой понимания изученного материала. Персонализировать образовательный процесс нам позволяют возможности читального зала библиотеки. Победа в федеральном конкурсе дала возможность оснастить современным оборудованием не только рабочее место библиотекаря, но и 20 рабочих мест для обучающихся в читальном зале.

В лицее активно стала использоваться новая форма продвижения информации - буктрейлер. Желание поделиться прочитанным через создание небольшого видеоролика, рассказывающего о книге, побуждает к прочтению новых произведений художественной и научной литературы. Созданные буктрейлеры демонстрируются в инфозонах лицея, расположенных на трех этажах.
Для популяризации чтения в лицее ежегодно проводится день театра, в котором принимают участие все обучающиеся с 1‑го по 11‑й класс. Этой же цели подчинена работа телестудии «Лицей ТВ», которая создает социальные видеоролики, рассказывает не только о школьной жизни, но и о жизни города Ельца. Не случайно их проекты востребованы информационным отделом администрации города.

Зоной методической и аналитической работы педагогов информационно-библиотечного центра, которая предназначена для самообразования учителей и управления образовательным процессом, является электронная учительская, где есть информационно-методический кабинет, которым созданы собственные програм­мные продукты: журнал типичных ошибок, журналы пропусков уроков, банк одаренных детей, и рабочие места для учителей, оснащенные ИКТ-оборудованием. Электронная учительская создала условия учителю лицея для самообразования, подготовки к урокам на работе, а не дома.

Информационно-библиотечный центр лицея предоставляет всем участникам образовательного процесса доступ к информационно-образовательным ресурсам всех видов и ресурсам сети Интернет. Создание информационно-библиотечного центра в лицее №5 стало основой для работы в проекте «Цифровая школа».

Нина ЖУРАВСКАЯ, директор МБОУ «Лицей №5г. Ельца» Липецкой области