– В нашей школе порядка 1000 детей, из них ребят с аутизмом - 8, - рассказывает заместитель директора школы №60 Ирина Беседина. - Конечно же, есть и другие дети с ОВЗ, но они обучаются в обычных классах или на дому. А для аутистов в рамках областного проекта мы открыли отдельный (ресурсный) класс. Он у нас, правда, всего год, но в Липецке мы первопроходцы в этом деле. В других городах такие классы есть уже несколько лет, мы туда ездим обмениваться опытом.

Как известно, следствием расстройства аутис­ти­чес­ко­го спектра является социальная дезадаптация ребенка. В этих условиях ресурсный класс можно считать оптимальным вариантом, чтобы грамотно ввести его в социум. Обычная инклюзия тут не помогает, так как по поведению дети бывают очень разными и нужна серьезная подготовительная работа.

- В ресурсном классе обучаются дети 1‑2‑х классов в возрасте от 8 до 12 лет, из них двое оставлены на пролонгированное обучение, - говорит учитель ресурсного класса, логопед Елена Кулигина. - К нам специально направили ребят именно такого возраста, чтобы им было легче обучаться вместе. В принципе, если у ребенка минимальные отклонения в поведении и он не создает проблем для остальных детей, его вполне можно обучать вместе с обычными детьми, но посадив за отдельную парту рядом с тьютором. А здесь собраны дети с особым поведением, которые не могут сразу пойти в обычный класс, так как без предварительной подготовки это для них будет сильнейшим стрессом, они, скорее всего, будут кричать, падать на пол, срывать уроки. И вот как раз наша задача - сделать так, чтобы и такие дети в итоге тоже могли влиться в коллектив, не быть изгоями. Поэтому мы выстраиваем для каждого такого ребенка индивидуальную программу социализации. Сначала занятия проходят только в ресурсном классе, затем осторожно, на 10 минут, мы приводим их в обычный класс вместе с тьютором, потом время совместного обучения увеличивается, а после этого ребята не только сидят вместе на одном занятии, но и выходят на перемену в коридор. Напомню, у аутистов большие проблемы именно в плане социализации, они боятся людей, но в конце года наши воспитанники начинают свободно общаться со сверстниками, посещать массовые мероприятия.
Урок поделен на две части: фронтальная - подача информации - и индивидуальная - выполнение задания вместе с тьютором. Работа идет по определенным протоколам, педагог учит школьника правильно сидеть, задавать вопрос, отпрашиваться с урока, обучает поведению в столовой и так далее.

- Все это занимает много времени, а ведь надо еще учить по программе, - констатирует тьютор ресурсного класса Светлана Татарникова. - Поэтому неудивительно, что процесс обучения в ряде случаев предполагает пролонгацию, когда ребенок в одном классе может учиться два года. Но главное - результат. Наши дети обучаются по адаптированным программам и индивидуальным траекториям в зависимости от того, кто и как успевает. В идеале мы всех особых детей должны вывести к 5‑му классу на тот же уровень, что и обычных. Тем более что на выходе к ним будут предъявляться те же требования, что и ко всем.

Согласно принятой классификации существует четыре типа расстройств аутистического спектра. Дети с расстройствами 8.1 и 8.2 не должны ничем отличаться от обычных детей. В школе №60 работают пока только с этой категорией ребят. А вот у детей с расстройствами 8.3 и 8.4 проблем куда больше. Как правило, они общаются с окружающими только при помощи жестов, да и конечные достижения у них совсем иные.

- По поводу причин возникновения аутизма однозначного мнения у ученых до сих пор нет, - поясняет психолог ресурсного класса Ольга Ризаева. - Увы, этот недуг неизлечим, однако всегда есть возможность коррекции. Несмотря на особенности, которые мешают полноценному общению с людьми, аутисты все равно могут найти себя в жизни и профессии, поскольку обладают порой весьма нестандартным мышлением и уникальными способностями. Поэтому задача педагогов - попытаться выявить эти способности и развить их.

Конечно же, работать с такими детьми может только специально подготовленный учитель. Да и чтобы стать тьютором, надо иметь не только педагогическое образование, но и пройти специальное обучение, которое позволит глубоко разбираться в тонкостях поведенческого анализа.

- Всему этому нас учили на курсах по зарубежным методикам и под чутким руководством кураторов, - говорит тьютор Анастасия Буштец. - Остальные учителя школы также проходят постоянное обучение для работы с такими детьми. Очень большую помощь оказывает нам родительская общественная организация «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке». На самом деле без тесного сотрудничества с семьей ничего не получится, позитивного эффекта можно добиться лишь общими усилиями. Мы проводим совместные мероприятия, на базе школы открыта инновационная площадка по теме «Социокультурная адаптация детей с расстройствами аутистического спектра». Также работаем со многими организациями, в том числе с конным клубом «Донские кони», проводим занятия по иппотерапии, это показано аутистам. К нам регулярно приезжает Воронежский детский театр с постановками, актеры проводят мастер-классы, рассказывают, как лучше понимать таких детей.

По словам педагогов, работающих в ресурсном классе, все они ведут листы коммуникации, куда вместе с психологом записывают все, что произошло с ребенком за день, - его успехи, примеры негативного поведения. Родители, получив этот лист, анализируют его содержание и в свою очередь тоже вписывают туда информацию о том, в каком состоянии ребенок идет в школу, какое у него настроение, хорошо ли себя чувствует. Такая коммуникация помогает лучше организовать процесс обучения и воспитания.