–  Если для детей с расстройствами аутистического спектра, не осложненными умственной отсталостью, возможна полная инклюзия с выводом в общеобразовательный класс, то для многих наших школьников даже частичная инклюзия - большое достижение, - поясняет директор школы Сергей Ковтонюк. - Поэтому в первую очередь мы уделяем особое внимание социализации, развитию коммуникативных навыков, снижению случаев нежелательного поведения для более эффективного усвоения ими академических навыков. Важно понять, что поведение ребенка с РАС совсем не то же самое, что поведение обычного школьника, это совершенно непреднамеренные и неосознанные действия, которые часто неправильно воспринимаются окружающими. Ребенок пытается что-то сказать и при этом может совершать какие-то резкие движения, издавать громкие звуки. Такие дети испытывают потребность в тактильных ощущениях, и очень важно уметь понять, что ребенку требуется в данный момент, чем можно ему помочь, поскольку сам он далеко не всегда способен об этом сказать. Например, ему нужно дать игрушку, погладить по голове или сделать массаж рук.

В России, по прогнозным данным Министерства здравоохранения, более 300 тыс. детей имеют расстройства аутистического спектра, - продолжает Сергей Александрович. - Поэтому этим детям нужны своевременное диагностирование, ранняя помощь, социально-педагогическая поддержка в учебе. Также необходимо обеспечить преемственность в плане взаимодействия дошкольных образовательных организаций и школы.

Сейчас много надежд в системе образования возлагается на ИКТ. Примечательно, что для особой категории детей - детей с РАС - новые технологии оказались очень кстати. И пусть ребята еще не научились владеть компьютером наравне с другими, но они охотно используют его возможности - рисуют на поверхности планшета пальцами, перелистывают электронные страницы с рисунками, наблюдают, слушают.

- Дети у нас в возрасте 7‑10 лет, - рассказывает учитель-дефектолог ресурсного класса Юлия Чванова. - В начале и в конце года была проведена диагностика по целому ряду параметров - социальное поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, мелкая моторика, самообслуживание. В каждом навыке наблюдается заметная, а порой и весьма ощутимая динамика. К нам пришли дети, у которых отсутствовали усидчивость, коммуникативные навыки. Но к концу года ребята стали заниматься 15 минут групповой и 25 минут индивидуальной работой (1 урок - 40 минут), и это хороший результат. Некоторые наши ученики начали осваивать буквы и цифры, решать несложные примеры. Наблюдаются значительные успехи и в развитии речи у всех восьми учеников класса: у двоих к концу года появилась устная речь, еще у двоих она улучшилась, стали появляться фразы и вопросы, а четверо освоили навыки альтернативной коммуникации. То есть мы видим, что положительная динамика как в речи, так и в других навыках прослеживается у каждого ребенка ресурсного класса. И это, безусловно, значимо, поскольку позволяет наладить контакт с окружающим миром, что является одной из основных проблем детей данной категории.
Трудно было представить, что когда-нибудь наши дети смогут вместе с нормотипичными детьми ходить в столовую, посещать школьные мероприятия, играть в совместные игры, однако сейчас это стало им доступно.

Особые дети, обучаясь в ресурсном классе, с помощью педагогов пытаются общаться не только друг с другом, но и со сверстниками из обычных классов. Такое общение полезно всем, ведь типично развивающиеся дети приучаются к осознанию того, что все люди разные и среди них есть особенные, к которым надо относиться с пониманием и уважением.

Все педагоги ресурсного класса прошли обучение в Московском психолого-социальном университете и передали опыт педагогическому коллективу школы. Здесь прекрасно понимают: рано или поздно те, кто учится в начальной школе, вырастут и перейдут в старшие классы. Поэтому необходимо постепенно готовить учителей-предметников к этому моменту, чтобы реализовать полноценную преемственность.