Как утверждает директор техникума Алексей Волков, комбинат как головное предприятие представляет собой целое государство в государстве, у него есть свой огромный автопарк, своя железная дорога, энергетическая система и многое другое. Все это требует большого количества высококлассных специалистов, поэтому в техникум всегда есть конкурс, желающих учиться здесь хоть отбавляй.

- Все наши выпускники имеют гарантию трудоустройства на НЛМК, - говорит Алексей Александрович, - однако они востребованы и на железной дороге, и на других металлургических предприятиях. Сейчас по всей стране голод на трудовые кадры в промышленности. Поэтому потребность в профессионалах высока везде, но приоритет - это все-таки наш металлургический комбинат, люди идут преимущественно именно туда. Впрочем, такая популярность обуславливается еще и тем, что мы совместно с комбинатом активно работаем со школами Липецка в плане профориентации уже с 7‑го класса. И неудивительно, что многие ребята уже настроены пойти работать именно на НЛМК и учиться в нашем техникуме. Также у нас есть целое направление - Школа профессионального мастерства - это двегруппы по 25 человек из числа учащихся выпускных классов. Занятия для них ведут преподаватели техникума, ребята после занятий приходят сюда и осваивают целый ряд специальностей в порядке дополнительного образования. Такая форма работы очень эффективна, поскольку почти все учащиеся из этих двух групп впоследствии приходят именно к нам.

В техникуме реализуется двухуровневое образование, здесь обучают по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Также работает известный на всю страну Многофункциональный центр прикладных квалификаций. За прошлый учебный год на его базе прошли переподготовку 990 человек, в основном взрослые люди, решившие получить дополнительные специальности, необходимые для трудоустройства на комбинате. Однако среди них есть и студенты техникума, которые расширяют возможности и повышают свои компетенции, зная, что многофункциональный специалист всегда более востребован, чем тот, кто умеет заниматься лишь чем-либо одним.

Ликвидация профессиональных училищ как таковых в свое время вызвала много критики, и до сих пор некоторые продолжают считать это серьезной ошибкой нашего руководства. Однако, по мнению Алексея Волкова, не стоит делать из этого трагедии, поскольку уровень начального профессионального образования никуда не исчез.

- Каждому специалисту среднего звена мы в обязательном порядке даем дополнительную рабочую профессию, а то и не одну, - напоминает директор. - То есть уровень НПО не ликвидирован, он просто включен в структуру СПО.

Огромная популярность техникума и большая востребованность его образовательных услуг привели к тому, что на сегодняшний день все площади здесь задействованы на 100%, все кабинеты загружены практически с утра до вечера. В идеале, конечно, было бы хорошо расшириться, получить новые помещения и начать обучать большее количество студентов. Однако здесь предпочитают трезво оценивать как свои возможности, так и реальные потребности рынка, прогнозируя его на 5‑10лет вперед. Согласно проведенным экспертами НЛМК исследованиям в ближайшие 1‑2года потребность в кадрах еще будет расти, однако начиная примерно с 2022года ожидается снижение спроса на представителей ряда профессий. Это связано с роботизацией и усовершенствованием технологий производства, что закономерно приведет к сокращению количества рабочих мест. Поэтому пока в техникуме обучается ровно столько человек, сколько реально может переварить рынок труда.
Конечно, можно поступить иначе и начать учить людей тому, что сегодня, может быть, еще и не востребовано, но, если верить Атласу новых профессий, обязательно понадобится послезавтра. Однако Алексей Волков относится к этому скептически.

- На мой взгляд, предложенный в Атласе список профессий несколько надуман, - считает он. - В большинство из того, что там предлагается, я не очень-то верю. И вряд ли это будет реально востребовано в обозримом будущем, на нашем веку. А вот «мехатроника и робототехника» действительно очень востребованная специальность будущего, и это уже сейчас понимают как студенты, так и работодатели. Она включает в себя электромонтаж, электронику, пневматику, программирование и многое другое, то есть на выходе мы получим специалиста очень широкого профиля. Есть идея осуществить прием по промышленной робототехнике, это тоже очень интересное направление, которое мы всерьез обсуждаем с НЛМК и по которому понемногу начинаем вести переговоры с производителями соответствующего оборудования. Если все сложится благоприятно, у нас будет полный цикл производства специалистов - от мехатронной автоматизации до мобильных и промышленных роботов. За этим будущее однозначно, причем как в регионе, так и в стране. А что касается других профессий будущего - я реалист.

О дефиците инженерно-технических кадров в масштабах всей России говорят уже не первый год. И техникум делает все, что в его силах, для ликвидации этого дефицита. Многие выпускники по окончании обучения поступают в технические университеты, а некоторые совмещают учебу с работой на НЛМК. Вполне резонно возникает вопрос: есть ли среди них люди с ОВЗ? Ведь училища и техникумы во все времена были учреждениями, где ребята с теми или иными проблемами здоровья получали профессии и специальности, которые позволяли им реализовать себя в жизни.

- Специфика головного предприятия и особенности процесса подготовки кадров для него изначально задают довольно жесткие рамки для тех, кто к нам поступает, - комментирует ситуацию Алексей Волков. - Поэтому формально обучить детей с ОВЗ мы можем, но по факту существует трезвое понимание: специальность нужна для того, чтобы потом по ней работать, а вот как раз трудиться на таком сложном и опасном производстве, как металлургический комбинат, может не каждый. Да, у нас есть дети с проблемами здоровья, но только те, у кого недуг находится в допустимой и приемлемой стадии, то есть без нарушений зрения, опорно-двигательной, нервной, дыхательной систем. А вообще в регионе есть учреждения СПО, которые целенаправленно занимаются обучением именно таких ребят. И дети с ОВЗ предпочитают поступать именно туда, а не к нам.

Еще в 2007 году Липецкий политехнический техникум стал победителем приоритетного национального проекта «Образование», что кардинально повлияло на всю его судьбу. Тогда ему было выделено порядка 130 миллионов рублей на обновление материально-технической базы. Средства пошли на закупку оборудования, ремонт помещений и здания в целом. Это позволило руководству техникума позиционировать свое учреждение в качестве лидера по материально-техническому обеспечению среди всех ссузов региона.

С неменьшим успехом состоялось участие и в проекте модернизации профессионального образования региона, в рамках которого с 2011 по 2015 год было получено более 35 миллионов рублей. Все они были вложены в закупку самого современного оборудования.

Новые нацпроекты также стали стимулом для развития техникума - была подана заявка на открытие пяти новых мастерских по пяти новым компетенциям WorldSkills. В результате за счет областного бюджета и внебюджетных средств удалось открыть мастерские по мехатронике и фрезерным работам на станках с ЧПУ.

Разумеется, чтобы подготовить высококлас­сных специалистов, нужны высококлассные педагоги, преподаватели, мастера. Сегодня эта проблема актуальна, без преувеличения, для всех учреждений СПО страны. В Липецком политехническом техникуме ее решают с помощью экспертов-преподавателей, которых поставляет Новолипецкий металлургический комбинат.

- Это бывшие сотрудники НЛМК с большим стажем практической работы на производстве, - уточняет директор. - Они приходят к нам в роли преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, получая при этом серьезный бонус от комбината. Помимо зарплаты, которую платим им мы, головное предприятие ежемесячно перечисляет им по 20 тысяч рублей.

Конечно, мы пользуемся возможностью и загружаем их по полной, до двух ставок. Но они в итоге получают хорошую зарплату, хотя многие и говорят, что с железом работать легче, чем со студентами. Кроме того, у нас с комбинатом разработана программа оценки наших преподавательских кадров, призванная стимулировать их работать более качественно и ответственно. Согласно принятому положению ежегодно подводятся итоги профессионального мастерства, и лучшие преподаватели получают ежемесячную доплату от комбината в размере от 3 до 12 тысяч рублей в зависимости от занимаемого в рейтинге места. Согласитесь, это тоже весьма неплохой стимул прийти работать именно к нам, а не в другой ссуз. Поэтому люди от нас уходят только в Москву. Ну или за границу.