Уникальность колледжа в том, что многоуровневым и многопрофильным он стал еще до того, как в стране прошла реформа профобразования. С 2010года здесь обучают рабочим профессиям и дают специальности СПО: «ветеринарный фельдшер», «техник-механик сельского хозяйства», «агроном», «бухгалтер», «техник технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта».

Одновременно ведется профессиональное обучение на курсах, где все категории граждан независимо от возраста и социального положения за несколько месяцев могут получить профессию электрогазосварщика, водителя, тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства.
- Выбор специальностей обусловлен рынком труда, - рассказывает Юрий Алексеевич. - Мы ежегодно проводим анализ абитуриентов из сельских территорий. В настоящее время у нас по очной и заочной форме обучаются свыше 800 студентов. Из общего числа обучающихся 74% - сельские, 26% - городские, 68% - юноши, 32% - девушки. Самые востребованные специальности - «управление транспортными средствами», «техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «ремонт и комплектование машинотракторного парка». Есть специальности и из перечня Топ-50, например «эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Все находят себе применение, на бирже труда никто не стоит. Что интересно, практически каждый, кто пришел к нам из сел и деревень, возвращается к себе и продолжает трудиться по своему профилю. Нам приятно работать с чаплыгинскими ребятами, это, как правило, люди трудолюбивые, у всех есть домашнее хозяйство, скот, сад-огород, они охотно учатся, получают полезные навыки и затем становятся очень хорошими специалистами. А ребята из города в основном устраиваются на городские предприятия - ветеринарные станции, автобусные парки и так далее. Большое количество наших выпускников работают и в силовых структурах. Примерно треть выпускников продолжают обучение в вузах.

- Вы удовлетворяете потребности только своего района?
- Нет, у нас учатся ребята и из других территорий - Левтолстовского, Добровского, Лебедянского, Данковского районов. Там ничего подобного нашему колледжу нет. Мы ведем масштабную профориентационную работу во многих школах области. С начала учебного года собираем данные о количестве выпускников, их предпочтениях, склонностях, проводим анкетирование. С одной стороны, эту информацию мы используем в дальнейшем, с другой - к концу учебного года все уже прекрасно знают, что в Чаплыгинском районе есть крупное учебное заведение, которое готовит специалистов аграрного профиля. И родители с детьми, приходя сюда на день открытых дверей, целенаправленно выбирают специальность и форму обучения.

- Раньше все профессиональные училища и техникумы были ориентированы на подготовку кадров для сельскохозяйственной промышленности, колхозов и совхозов. А в 90‑е годы стали продвигать идею фермерства, индивидуального предпринимательства. Но ведь подготовить полноценного «частника» куда сложнее, чем просто тракториста или механизатора! Как вы решаете эту задачу?
- Нам удалось одновременно вести подготовку кадров как для крупного товарного производства, так и для крестьянских и фермерских хозяйств. Для этого при колледже создана автономная некоммерческая организация «Чаплыгинский бизнес-инкубатор «Студенческий». Здесь работают наши выпускники, которые уже нашли себя в деле, состоялись в профессии, стали успешными гражданами. Теперь они делятся опытом, рассказывают о том, с чего начать и как развивать свое дело, читают лекции, ведут занятия для тех, кто выбирает мелкотоварное производство. На 3‑4‑м курсе студенты уже понимают, кто чем будет заниматься. При организации учебного процесса очень важно дать каждому студенту возможность выбора, нельзя допускать, чтобы группа с начала и до самого выпуска обучалась одному и тому же, без дифференциации по интересам. Нет, надо вести отбор. Одни студенты поступают к нам из больших сел, где есть крупные сельхозпредприятия. Им надо дать возможность пройти практику по месту жительства, потому что они с большой долей вероятности туда же потом и придут работать. Эти ребята и дипломную работу должны написать именно по проблематике своего предприятия, чтобы погрузиться в реальные проблемы и попытаться найти для них решения. Но есть студенты, которые приезжают из территорий, где развит малый бизнес, и они больше интересуются индивидуальным предпринимательством, частными структурами. Как раз для такой категории учащихся наш бизнес-инкубатор проводит конкурс бизнес-проектов. Ребята получают тему, прорабатывают ее, изучают, а потом проводят презентацию. И мы видим, есть ли у человека способности к предпринимательству или нет, а в дальнейшем помогаем успешным выпускникам развивать свое дело. Мы очень плотно работаем с администрацией Чаплыгинского района, где созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса. К нам постоянно приходят их специалисты, информируют, какие направления сейчас в приоритете - животноводство, цветоводство, овощеводство или что-либо еще. Также они рассказывают о мерах государственной поддержки. Таким образом, заинтересованных студентов выявляют заранее и помогают им всем миром.

- Производство сельскохозяйственной продукции - это одно, а переработка - другое. Вы учите и тому и другому?
- В целом, конечно, мы ориентированы именно на производство, однако в процессе обучения студенты получают представление не только о том, как вырастить растения и животных, но и как переработать плоды труда. На изучение технологий производства сельскохозяйственной продукции отводится довольно много времени. И этих знаний вполне хватает, чтобы печь хлеб, делать сыр, масло, колбасу и так далее.

- Расскажите подробнее про вашу знаменитую учебную ферму.
- В Липецкой области мы единственная образовательная организация, где есть свое учебное хозяйство. Есть собственная ферма на 60голов крупного рогатого скота. Учебную практику ветеринарные фельдшеры проходят именно там. Для нас эти специалисты важны, мы должны подготовить их к профессиональной деятельности на практике, чтобы они знали, как проводить осмотр, делать инъекции и так далее. Мы придаем большое значение этому процессу, потому что мы могли бы сходить и на частную ферму, на экскурсию, но вряд ли какой-либо фермер разрешит нам осматривать его скот и что-то с ним делать. Поэтому собственная ферма нам очень нужна.
Также у нас есть опытные поля и участки, поскольку мы ориентированы на производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь зерновых. Колледж имеет около 500 гектаров угодий, свой тракторный парк на 12 единиц техники и более 20 автомобилей, которые обслуживают работники и мастера производственного обучения. Они же являются и наставниками для студентов. Мы сами заготавливаем корма для животных, обрабатываем поля, и все это происходит одновременно с образовательным процессом. Идут вспашка поля, дискование почвы, сев зерновых, заготовка сена в поле - ребята все это видят на практике и во всем этом участвуют.

- А это, наверное, еще и прибыль приносит?
- Разумеется. Помимо того что наша столовая получает свежие и экологически чистые продукты собственного производства, излишки мы продаем. Конечно, колледж не является коммерческим предприятием, чтобы существовать только для получения прибыли, для нас главное - это образовательная деятельность. Тем не менее реализация продукции животноводства приносит нам порядка миллиона рублей в год. Также мы реализуем и зерновую продукцию. Понятное дело, 500гектаров слишком мало, чтобы что-либо выращивать с хорошими экономическими перспективами. Но каждый студент в итоге понимает: на своей земле в дальнейшем он сможет вырастить то, что хочет, потому что его научили тому, как это делается.

- В контексте новых нацпроектов появились ли у вас какие-либо новые задачи и возможности?
- В современных условиях недостаточно просто идти в ногу со временем, нужно смотреть вперед и работать на опережение. Перспективным направлением в ближайшие годы станет опережающая подготовка кадров. Приведу пример. На российско-германских предприятиях в особой экономической зоне Чаплыгинская производится сборка современной почвообрабатывающей техники. Но технологии меняются, сегодня требуются специалисты одного направления, завтра сменились модели, подходы, и нужны профессионалы другого уровня. И как раз через нацпроекты мы намерены включиться в процесс опережающей подготовки кадров.

Очень важно понимать, какое количество специалистов и какого уровня будет нужно, чтобы все были трудоустроены. Сейчас все понятно - выпускник колледжа должен иметь определенное количество компетенций. И если мы сможем этот набор компетенций реализовать, наши выпускники будут востребованы. А нацпроекты будут тому способствовать, в том числе в плане формирования личности молодых специалистов на селе.

- Готовите ли вы студентов по стандартам WorldSkills?
- Да, поскольку это помогает им развиваться в профессиональном плане. Поэтому итоговую аттестацию мы планируем провести тоже по стандартам WorldSkills как открытый демонстрационный экзамен, где надо будет показать свои компетенции. Для этого закуплено современное оборудование в соответствии с новыми требованиями.

Учебное заведение должно быть ориентировано на потребителя наших услуг, а таковым являются именно сельскохозяйственные предприятия. Выпускать сегодня специалистов в никуда бесперспективно, надо четко понимать, кто и кому нужен, где идет развитие, а где - стагнация. Мы увидели, что идет мощное развитие в направлении сборки и монтажа сельскохозяйственной техники, и решили сделать на это ставку. Теперь мы готовим специалистов для российско-германских предприятий - ООО «РОПА-Русь» и ООО «ХОРШ-Русь». В особой экономической зоне Липецк тоже есть потребность в наших специалистах.

- В чем германский интерес к вашему региону?
- Как это ни странно, за последнее время, несмотря на санкции, в Липецкой области открылось большое количество совместных российско-германских предприятий. Они заинтересованы в этом прежде всего потому, что видят здесь огромный и перспективный рынок для продвижения своей продукции - сельскохозяйственной техники. Для этого они организовали многомесячную стажировку наших студентов в фермерских хозяйствах Германии, там наши ребята знакомятся с европейской культурой производства, в совершенстве овладевают немецким языком. А потом российские представительства упомянутых компаний охотно берут этих студентов на работу.

- Подготовка студентов происходит, я так понимаю, в режиме дуального обучения?
- С того момента, как у нас начали работать два совместных предприятия, мы стали активно сотрудничать с ними. Но мы понимали, что для полного удовлетворения потребности в кадрах мало тех нескольких студентов, которых мы регулярно посылаем на стажировку в Германию, тут необходим поток очень качественных специалистов. И мы, пообщавшись с немецкими коллегами, пришли к выводу - студенческая практика должна проходить непосредственно на этих предприятиях. Теперь теоретическая подготовка ведется в стенах колледжа, а практическая - на территории предприятия. От этого выигрывают все. Работодатели получают приток молодой, талантливой, инновационно мыслящей молодежи, студенты за время практики осваивают корпоративную культуру и получают возможность устроиться сюда на работу, а у колледжа есть возможность готовить специалистов нового поколения под конкретного заказчика.

Также с 2018 года мы реализуем дуальное обучение еще на двух площадках по договоренности с ПАО «Группа Черкизово» - в городах Лев Толстой и Данков, где есть свиноводческие комплексы, мощности для забоя скота и проведения ветеринарной экспертизы. В дальнейшем у нас это выльется в полномасштабное сотрудничество, поскольку многие работники предприятия «Черкизово» не имеют ветеринарной подготовки, а мы могли бы им в этом помочь.